Ближайший старт курса Дизайн интерьера – 18 ноября!
Ближайший старт курса Академический рисунок – 19 ноября!
Академический рисунок и живопись

Импрессионизм в живописи

Содержание статьи
  1. Новый взгляд
  2. Гармония чувств

Отраженное красками впечатление (фр. impressionnisme, от англ. impression) - так можно охарактеризовать одно из самых влиятельных и революционных направлений в искусстве XIX века. Импрессионизм появился в 1860-х как реакция на консерватизм, холодность академической живописи. Картины академистов, несмотря на свое эстетическое совершенство (или близость к нему), были холодными и, в некоторой мере, механистичными. Они не вызывали эмоций, а искусство, как писал Аристотель, должно вызывать в зрителях очищающее их сопереживание. Новые же картины, названия которых часто содержали слово «впечатление», оказались глотком свежего воздуха (к которому, впрочем, широкая публика не была готова и критически воспринимала отклоняющихся от академизма новаторов).

Новый взгляд

Реализм расширил границы академического искусства акцентом на острых социальных темах, физиологичностью и беспристрастностью изображений. Художники, представлявшие направление импрессионизм в живописи, пошли по другому пути. Отказавшись от строгих правил академической школы (правила композиции, сочетания цветов и форм между собой), они перенесли свое внимание на естественность.

Естественное освещение, обилие пейзажей и не имеющих четких границ форм - все это стиль импрессионизм в живописи.

Художники погрузились в мир чувственного, мимолетного, что было полной противоположностью четкого, структурированного академизма и детализированного реализма. Живопись новаторов-импрессионистов была свободна как дух, лишенный четкости и была решительна, как первый утренний луч, проникающий во все окна. Наполненные впечатлениями от окружающей действительности, картины предложили долгожданную легкость, почти невозможную в монументальных классических направлениях.

Гармония чувств

Облитые лучами солнца, образы женщин в живописи импрессионистов будто растворяются в окружающей природе (Фрэнк Уэстон Бенсон «Солнечный день»; «Лето», 1909; Клод Моне «Прогулка», 1875). Картины, написанные на plain-air, представляют мир в естественной гармонии чувств и красок: все выполнено в пастельных тонах, все находится в диалоге. Впервые в живописи так глубоко раскрываются возможности оттенков и полутонов: их бесконечное количество, они, как морские волны, перетекают друг в друга (Пьер Огюст Ренуар «Женщина с зонтиком в саду», 1875). В переливах одного цвета заключается целый мир, его можно поймать и заточить в картину (Клод Моне «Камилла Моне на смертном одре», 1879). При этом художник не ограничен в сюжетах, эмоции не всегда бывают светлыми и легкими, пейзаж не всегда летний, цветущий. Боль, грусть, отчаяние так же естественны, как счастье, спокойствие. Каждое душевное настроение имеет свои краски, свои способы выражения.

Также разнообразно эмоциональное состояние героинь и героев картин (Пьер Огюст Ренуар «Девушки в черном», 1880-1882; Эдуард Мане «Женщина с кошкой», 1880). Образ женщины в живописи импрессионистов не ограничивается рамками ее возраста или социального положения (Эдуар Мане «Олимпия», 1863). Новаторы без стеснения сокращают личную дистанцию, проникают в закрытые комнаты, смотрят прямо в глаза моделей и вынимают из их глубин секреты (Эдгар Дега «Абсент», 1876). Импрессионисты в своей живописи дают понять, что нет ничего невыразимого, все личное может найти краску, может быть поймано кистью художника и это естественно. Художественное воплощение чувств как ничто приближает к сопереживанию, погружает в настроение картины. Никакое золотое сечение не откроет той правды о нашем мире, о женщинах, которую ловят художники-импрессионисты в живописи.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Читайте также

Старты курсов

Подпишись на все наши события!
Получайте все свежие новости и мероприятия через наш канал.