Ближайший старт курсов - октябрь
Добро пожаловать!
Академический рисунок и живопись

Правило третей в композиции

Сегодня камера на любом смартфоне автоматически предлагает своему хозяину сетчатую разметку. Она ненавязчиво подсказывает, как без подготовки сделать удачный снимок. Но почему техника предлагает именно такую сетку разметки? Зачем IT-разработчикам вообще заботиться о наших фото-воспоминаниях? Ответ очень прост: композиция – каркас любого произведения (визуального, литературного, архитектурного). Она становится катализатором идеи, помогает простому человеку или профессиональному живописцу наиболее убедительно рассказать историю. А чтобы взаимодействие со зрителем прошло удачно, нужно знать простые правила. Например «правило третей» – для его соблюдения и нужна сетчатая разметка в телефоне.

Естественные пропорции

Наши предки в процессе познания открывали закономерности природы, черпали из них вдохновение, выводили идеальные числовые пропорции, и со временем они стали частью нашей современной культуры. Например, традиционное композиционное построение в изобразительном искусстве – Золотое сечение – имело основу в повторяющихся в природе пропорциях, где каждый следующий элемент ряда был равен сумме двух предыдущих (1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; 89; 144; 233…). Пропорции соответствовала форма раковины улитки, водоворот, бутон роз, позднее была открыта форма нашей галактики. Эта схема идеальна, она утверждала, что гармония повсюду и ее можно посчитать, а затем повторить собственными силами. Вместе с тем была найдена и более простая версия Золотого сечения, оказавшаяся даже более функциональной. Она и укладывается в правило третей в композиции.

Как работает?

Согласно этому композиционному правилу, холст с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий делится на девять равных частей. Получается пустое поле, на котором можно изобразить любой сюжет.

Следом определяется положение горизонта: чаще всего он параллелен продольным линиям и работает на распределение акцентов: полагается выше или ниже. Затем идет определение места центрального элемента композиции: это должна быть сильная позиция, на которой будет фокус внимания. «Точкой силы» называется место пересечения горизонтальной и вертикальной линий. К одной из таких точек, как правило, и привязывают главную фигуру или пару равнозначных фигур к нескольким точкам силы. Нежелательно, чтобы главная фигура находилась прямо по центру, если это не централизованная композиция (Например, кадр из фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея», 1968 или из фильма Уэса Андерсена «Королевство полной луны», 2012).

На примере изменения композиции кинокадра легко проследить динамику развития отношений между героями фильма. Например, в экранизации романа В. В. Набокова «Лолита» Стэнли Кубрик в начале распределяет главных героев, Гумберта и Ло, по противоположным третям кадра. Немногим позже мы видим, как Долорес, помещенная в центр трехчастной композиции, склоняется в сторону отчима. Дальнейшее развитие нездоровых отношений Гумберта Гумберта и Лолиты так же отражается в полном преодолении расстояния, разделяющего героев. В центре силы руки героев соприкасаются. Итак, композиция работает на сюжет, она делает содержание материальным, ярким, четким. С помощью определенного положению в сетке автор выделяет части композиции или отводит им второстепенное значение. С помощью простых пространственных перестановок художник направляет внимание, говорит со зрителем.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Старты курсов

Подпишись на все наши события!