Идет набор на курсы Дизайна и Рисунка!
Приглашаем!
Графический дизайн

Стаффаж в графике

Этой весной повсюду можно было увидеть свежие фотографии пустых городов, в том числе мировых столиц. Такие иллюстрации производили весьма опустошающее впечатление. Все-таки мы привыкли, что большие города наполнены жизнью и движением, а внезапно время будто остановилось. Дело в том, что архитектура всегда ориентирована на человека. Городской пейзаж выглядит апокалиптично, когда улицы и огромные постройки остаются пустыми. Художники же давно обратили на это внимание, придумав, как можно оживить картину. Так появился «стаффаж» в графике, живописи и архитектуре. Что же это такое?

Стаффаж – это…

Очень просто, стаффажем называют небольшие фигуры людей, животных и птиц, призванные оживить картину. Стаффаж, как правило, используется в жанре пейзажа (городского или натуралистического) или в архитектурных моделях.

Вместе с ним в графику или живопись может внедряться более подробный «антураж» (от франц. «окружающая среда»), зрительно укрепляя ощущение наполненности и самобытности места. История стаффажа насчитывает века, но и сейчас эти вспомогательные элементы повсеместно используются в архитектурных и дизайн-проектах.

После Возрождения художники, с помощью камеры-обскуры (специализированной черной комнаты или коробки с маленьким отверстием для проникновения света, отражающегося в виде нечеткого перевернутого изображения), перерисовывали улицы городов. Такое копирование было весьма распространено, оно ускоряло работу художника и позволяло сделать наиболее точные зарисовки городского пейзажа. При этом картины не всегда были простым копированием: композиция дополнялась по воле художников. Например, они не могли оставить пустыми аллеи, парки и проспекты и самостоятельно населяли пейзажи людьми и предметами быта. Так голая конструкция становилась похожей на живой организм, кроме того, обретавший более детальные приметы эпохи. Мелочи всегда важны и продуманный антураж, элементы одежды людей привязывают события к определенному отрезку истории, делают картину культурно значимой.

Роль стаффажа

Тем не менее стаффажные вставки не становятся центральными частями композиции. Им, как правило, отводятся вспомогательные роли. Следовательно, нет никакой необходимости делать их уникальными. Если в портрете художник фокусируется на настроении героя, ищет глубину в его глазах, то стаффаж не предполагает даже намека на психологизм. Напротив, приветствуются типические модели, отражающие характерные свойства разных объектов: принадлежность к определенному сословию, возрасту, эпохе. Органика тоже может быть вполне конкретной: ель, дуб или береза – в каждой местности своя флора и фауна.

Чем дальше от собственно искусства работа (например, стаффаж в архитектурном проектировании не претендует на место в истории живописи или графики), тем предпочтительнее использование шаблонов. Заготовки стаффажных людей, деревьев, кустов, цветов и тд. могут извлекаться из папки, при необходимости копироваться на конкретный макет или картину. Отдельные элементы шаблонов можно комбинировать так, чтобы подчеркивать композицию. Стаффаж зависим от пейзажа и архитектуры, и расположение его функционально. Поэтому, помимо оживления графики, стаффаж призван заполнять пустоты, взаимодействуя с концепцией картины и усиливая акценты.

Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.

Стаффажисты, как правило, не самые видные художники, а графические перерисовки относятся скорее к периферии мира искусства. Кроме того, нередко к созданию картины привлекали учеников и коллег. Однако были и видные мастера, достаточно гибко использовавшие технику стаффажа и архитектурные формы. Например, Юбер Робер писал интересные картины, подчеркивавшие движение истории («Руины террасы в Марли», 1750; «Римский Колизей», 1790). Никола Пуссен же работал с природным пейзажем, наполняя его мифологическими сюжетами («Пейзаж с Полифемом», 1649).

Таким образом, стаффаж – прагматическая часть картины, не отличающаяся глубиной и тонкостью исполнения. И все равно присутствие людей и антуража на графике неизменно производит впечатление на зрителя, усиливает эффект от картины или графического макета.

*Фотографии взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Читайте также

Старты курсов

Подпишитесь на события школы!