Ближайший старт курса Академического рисунка – 13 декабря!
Ближайший старт курса Компьютерная графика – 15 декабря!
Академический рисунок и живопись

Сюрреализм в живописи

Содержание статьи
  1. История направления
  2. Варианты сюрреализма в живописи

Первая мировая война, захлестнувшая Европу на самом пике ее культурного и экономического расцвета, стала одной из травм, определивших дальнейшее развитие западной культуры. Многим современникам этих страшных событий казалось, что реальностью становятся их ночные кошмары: химические атаки и взрывчатка, боевые дирижабли и танки – было ощущение, будто новоизобретенное страшное оружие переходит в реальность прямиком из бессознательного, незадолго до этого открытого и описанного венским доктором Зигмундом Фрейдом. Пережившие войну молодые люди с творческими амбициями встали перед необходимостью воплотить в искусстве все ими пережитое – так родился сюрреализм.

История направления

Изначально литературно-философское направление сюрреализм был централизован вокруг основателя движения французского поэта Андре Бретона. Тот был властным лидером, лишь от него зависело, считать ли очередного поэта или художника сюрреалистом. На протяжении всех 1920-х годов сюрреалисты пытались воплотить в своих стихах и прозе работу бессознательного, практиковали «автоматическое письмо», изучали феномен истерии и устраивали спиритические сеансы. Их кумирами были «проклятые» Артюр Рембо, Альфред Жарри и (особенно) таинственный Исидор Дюкас, известный как Лотреамон. Кроме того, все сюрреалисты были в восторге от Октябрьской революции и только что появившегося СССР. Однако к 1930-м очарование большевизма для многих рассеялось, вместе с тем Бретон решил переместить свой взор с литературы на живопись, что ознаменовало золотую эпоху сюрреализма в визуальном искусстве.

На сюрреалистических картинах в живописи художники стремились запечатлеть некую высшую реальность, которая обычно скрыта от восприятия пеленой рассудка, их образы были рождены самим бессознательным, которое они тщательно и переносили на полотна.

Варианты сюрреализма в живописи

Для реализации этого у сюрреалистов было два пути – с одной стороны, возможность передать в «реалистичной» (это слово не просто так присутствует в названии) манере странные, иррациональные образы: причудливо соединенных с помощью живописных средств женщин и мужчин, животных, предметы. Но от обыкновенной фантастики, которая всегда присутствовала в визуальных искусствах, их манеру отличала, в первую очередь, болезненная абсурдность сюжетов. В этом смысле принципиально творчество одного из основных представителей сюрреализма в живописи: бельгийца Рене Магритта («Глубокие воды», 1941; «Великая война», 1964), в картинах которого удивительным образом сталкивается абсолютная классичность, рациональность его стиля и безумие сюжетов его полотен, соединение объектов, принадлежащих к разным жизненным сферам в чуждой для них ситуации.

Еще одна важная черта художественного сюрреализма – вневременная меланхолия, желание «проснуться от кошмара истории», как герой романа Джеймса Джойса «Улисс» Стивен Дедал. Особенно важно здесь назвать Джорджо де Кирико, итальянского художника, чья рефлексия об античности (Кирико вырос в Греции, в окружении величественных руин) привела его к созданию особой «метафизической живописи», как он сам характеризовал свои полотна («Вознаграждение предсказателя», 1913; «Две маски», 1926). Он недолго входил в круг сюрреалистов, однако оставил неизгладимый след на их подходе к искусству.

Другая возможность сюрреализма – пойти по дороге, проторенной абстрактным искусством, по дороге Кандинского и Пикассо. Художники, которые пошли этим путем, работали экспрессивно, в самой агрессивности мазка передавая бурлящую в них энергию – так, можно вспомнить Жоана Миро («Живопись», 1933) или Аршина Горки («Обугленная любимая», 1946), который в будущем стал одним из вдохновителей американского движения «абстрактный экспрессионизм».

Так или иначе, в любом из вариантов реализации концепции женские образы в живописи сюрреалистов были наполнены комплексами смыслов, предложенными Фрейдом в его психоаналитических изысканиях (связанными с потаенными страхами и желаниями человека) (Поль Дельво «Мужчина на улице», 1940; Макс Эрнст «Французский сад», 1962).

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Читайте также

Старты курсов

Подпишись на все наши события!