Идет набор на курсы Дизайна и Рисунка!
Приглашаем!
Академический рисунок и живопись

Техники рисования карандашом

Содержание статьи
  1. Начинаем рисование карандашом
  2. Основные техники рисования карандашом

Рисунок часто воспринимается как нечто «нудное» и «сложное». В вину бедняге предъявляют монохромность, склонность к излишней чёткости, а ещё строгость и бездушность. Обидные стереотипы формируются от школярского, нетворческого подхода обучения, самостоятельных, безуспешных попыток освоения грамоты рисунка и других случайных причин. С какой же стороны подойти к изучению техники рисования карандашом? Прежде всего поставьте для себя точные задачи и реальные цели. Будьте терпеливы, последовательны. Обзаведитесь наглядными примерами. Консультируйтесь с профессионалами. Формально относиться к рисунку – это не позиция, а простое незнание своих сил и возможностей графитного карандаша. А чтобы начинающие художники не растерялись от его многообразия – познакомимся с «серым» детальнее.

Начинаем рисование карандашом с правильного выбора

Все знают, что грифельные «узники» в деревянных футлярах делятся на категории мягкости/твёрдости, с буквенной и цифровой маркировкой. Российское производство выпускает линейки простых карандашей с буквами М (мягкий), ТМ (твёрдо-мягкий), Т (твёрдый). На карандашном ребре часто используют цифры, обозначающие степень твёрдости (мягкости): 2М; 2Т; 3М; 6М... В Европе принята следующая раскладка:
  • мягкость графита определяется буквой В, твёрдость – Н, твердо-мягкость – НВ. Существует ещё неопределённая буква F: что-то среднее между Н и НВ;
  • цифровая раскладка рядом с буквами также указывает степень усиления жёсткости/мягкости грифеля.

Самыми лаконичными оказались Штаты, предлагая покупателю лишь цифровую символику:

  • #1 (мягкий);
  • #2 (твёрдо-мягкий);
  • #2½ (средний);
  • #3 (твёрдый);
  • #4 (твёрдый вдвойне).
В продаже возможно найти карандаши от 9Н до12В. Такой большой тоновой разлёт позволяет создавать разнохарактерный рисунок: от светлых, тонких, проволочных линий до мягких, пушистых нитей, толстых пружин.

Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.

Основные техники рисования карандашом – штриховка и растушёвка

Художники используют две основные техники работы с простым карандашом на бумаге: штрих и растушёвка грифеля. Штрихом мастер словно лепит объём на плоском листе, создаёт свето-теневую моделировку объекта, заставляя наше сознание поверить в иллюзию пространства, его глубину, живость модели или свежесть фруктов. Собственно, растушёвка, выполняет те же требования. Разница – в технике исполнения. Своим многообразием, причудливостью, штрих угодит как совершенно безудержному творцу, так и художнику классического стиля. Большую роль здесь играют карандаши: их степень мягкости/жёсткости, диаметр грифеля. У начинающих художников в поэтапную технику рисования карандашом изначально включают знакомство с линией, точкой, тональным пятном, а затем – видами штриха. Рассмотрим самые известные штриховки:

  • Короткие параллельные штрихи;
  • Перекрёстные линии;
  • Размашистый диагональный штрих;
  • Горизонтальные линии;
  • Вертикальные линии;
  • Хаотичные короткие штрихи;
  • Зигзагообразные линии и др.

От степени нажатия на грифель, остроты карандаша, плотности самого штриха и качества бумаги – складывается художественный образ рисунка, фактурность материалов. А что же такое растушёвка? Это обычное растирание карандашных линий до абсолютно воздушного, мягкого тона. Иногда он требуется для большей реалистичности, натуральности или других задумок автора. В процессе работы используют кусочек ваты, мягкую ткань или специальные палочки для растушки. Ведь если размазывать карандаш пальцем – получится грязно, неряшливо. Нередко в информационных источниках по технике рисования карандашом для начинающих содержится критика подобного приёма. Не принимают растушёвку многие учебные заведения: под тончайшей графитной завесой легко скрывается неграмотный штрих, часто портится общий вид работы.

Тем не менее спорная техника заняла довольно прочную нишу в карандашном рисунке. Человеческий глаз способен уловить тонкую игру мысли художника, его иронию, чувства даже в одной линии, незатейливом штрихе. Попробуйте на коротких упражнениях расшевелить в себе как можно больше творческого, уникального, самобытного! Потренируйте руку на разных видах штриха, найдите подходящую жёсткость карандаша, штриховку для решения разнофактурных задач: зарисовка меховых изделий, шёлка, стекла, металла и др. Помните, что успех не только в хорошем владении техникой рисования карандашом. От вашего внутреннего темперамента, целеустремлённости, образности мышления, нестандартного творческого подхода – зависит многое.

*В статье использованы учебные работы студентов Школы архитектуры и дизайна.

Читайте также

Старты курсов

Подпишитесь на события школы!