Развитие идей гуманизма в эпоху Возрождения изменило весь Западный мир, а затем распространилось на более отдаленные территории. Человек, его тело, чувства, жизненные обстоятельства становились открытиями, с которыми хотелось знакомиться. Интерес этот легко объясняется жаждой познания самих себя и окружающих через альтернативные образы. Как бы ни была богата природа, архитектура, быт - все это только декорации нашей жизни, в центре которой стоят женщины и мужчины, мир которых неизведан. Из всех жанров живописи портрет стал самым влиятельным, богатым на сюжеты, и уже несколько веков по праву сохраняет свое место на Олимпе. Посмотрим, как представляется женский мир на известных живописных портретах.

История и техники

Жанровые характеристики портрета не всегда были оформлены так конкретно, как сейчас: им называлось точное воспроизведение чего-либо на картине. Однако, ко времени позднего Возрождения искусство сильно меняется, вместе с тем выделение человека из окружающей действительности обретает четкость. Благодаря этому формируется жанр портрета в живописи, предполагающий точное изображение именно людей. Но не каждое художественное воплощение человеческих черт будет считаться портретом в живописи. Например, изображения на иконах святых, Иисуса Христа и других библейских героев, не принадлежат портретному жанру. Из-за того, что это образы-символы, они не конкретны и служат проводниками к духовному бытию. Женщина, изображенная в образе Девы Марии, ею не является, это только лик. Значит, портрет в меньшей степени символичен, он отсылает к определенному человеку. Портрет, как все жанры изобразительного искусства, может быть выполнен в одной из множества техник. Всем знакомы женские живописные изображения (И. Е. Репин, «Женский портрет», 1874), графичные (П. Пикассо, «Портрет Франсуазы», 1946), эстампы или литографии (П. Пикассо, «Молодая девушка», 1946) и др.

Виды портрета

Кроме техники искусство портрета в живописи варьируется в соответствии со  своими сюжетами и, соответственно, назначением. Варианты сюжета можно объединить в группы. Парадный - самый отстраненный из видов. Он представлял значительную персону во всем ее величии: с регалиями власти и государственности. Такой портрет писался для украшения залов богатых домов, размещения в государственных канцеляриях. Размещение портрета в ряду подобных изображений создавало эффект единства истории, позволяло включить монарха в цепь. Такие галереи портретов, с представителями династии, были нередки у благородных семей. К XIX веку образы таких картин часто направляют сюжет в европейских и русских романах.

От парадного несколько отличается более естественное, психологически точное изображение высокопоставленной персоны (Н. К. Бодаревский, «Портрет императрицы Александры Федоровны», 1907; К. П. Брюллов, «Княгиня Салтыкова Елизавета Павловна, урожденная Строганова», 1841). Такие картины представляли благородных женщин без регалий или с их минимумом, в естественной обстановке. Задачей было не вписать их в ряд, а создать уникальный образ.

Семейный портрет мог быть парадным и бытовым. Более интересен второй, потому что он дает возможность будто подглядеть за жизнью давно ушедших семейств, уловить взаимоотношения между детьми и взрослыми, настроение героев (К. Коровин, «За чайным столом», 1888). Особенно внимательны к эмоциям картины импрессионистов (П. О. Ренуар, «Портрет мадам Шарпантье с детьми», 1878).

Типологический - где сюжет выстраивается не вокруг конкретной исторической фигуры. Напротив, женский портрет в типологической живописи объединяет в себе характерные черты какой-либо группы людей (К. Е. Маковский, «Боярышня» (Этюд к картине «Хмелем обсыпают»); П. О. Ренуар, «Зонтики», 1886). Художник может не знать модель, ее имя не выносится в название картины, но это и не важно. Важно здесь общее впечатление, одежда или поведение девушки, потому что они отсылают к более глобальным образам, становятся знаковыми.

Автопортреты любили писать многие живописцы (З. Е. Серебрякова, «Автопортрет за работой (Автопортрет с синим бантом)», 1922; М. К. Башкирцева, «Автопортрет с палитрой», 1880). Такие изображения особенно интересны, потому что дают зрителю представление о том, как сам художник видел себя: приукрашал ли он свой облик, или намеренно искажал? как часто возвращался к автопортрету и что менялось в восприятии себя? Есть ли разница между изображением женщины художником или художницей? Этот вид наиболее наглядно демонстрирует интерес к самопознанию посредством искусства. Что же нашли они, написав столько лиц, даже свое?