Идет набор на курсы Дизайна и Рисунка!
Приглашаем!
Академический рисунок и живопись

Графика Пабло Пикассо

Содержание статьи
  1. Долгий путь
  2. Бык и линия
  3. Голубка мира

Все, кто хотя бы немного знаком с искусством, знают имя великого Пабло Пикассо. Весть о значимости картин ранних «Голубого» и «Розового» периодов облетела весь мир. Жемчужины более поздних эпох кубизма и сюрреализма тоже успели занять стены лучших музеев мира. Но плодовитый художник оставил нам в наследство тысячи картин. Среди них есть не только живопись, но и обширная подборка рисунка, литографии, офорта. Далеко не все они когда-либо доберутся до простого зрителя, но некоторые циклы и отдельные образы заслуживают нашего внимания. Хотя бы потому, что они стали ключевыми в творческой жизни художника. Более подробно же с рисунками можно познакомиться в специализированной книге «Пикассо. Шедевры графики».

Долгий путь

Испанский художник Пабло Пикассо был сыном искусствоведа и живописца. За свою долгую творческую жизнь художник успел попробовать себя в разных направлениях и техниках, которые сложились в целые периоды. Между ними пролегла жизнь, посмотрим же на зрелый этап этой творческой карьеры, представленный графикой Пикассо в картинках. Большая часть графических изображений - это литографии (означает: рисование на камне). Один из способов печати, технически напоминающий гравюру. Но в этом случае поверхностью, на которую первоначально наносится рисунок, является тщательно отполированный камень, а не металлическая или деревянная пластина. Сам же рисунок не вырезается, но рисуется карандашом. Затем он с помощью краски накладывается как печать, фон остается белым, рисунок покрывает его.

Бык и линия

Многие графические произведения художника являются иллюстрациями античных или более современных авторов. Среди них легко заметить полумифологические сюжеты с участием Минотавра («Минотавромахия», 1935) и простых быков. Художник любил возвращаться к образу этого животного («Коррида», 1934; «Раненый тореадор», 1956). Закономерно, что испанец Пикассо имел склонность к теме корриды, жестокого национального развлечения. Но сам бык стал центром отдельного графического цикла 1945-1946 гг., в котором одиннадцать литографий представляют постепенно разлагаемую Таврическую фигуру.

От реалистически точного изображения быка на первой пластинке (напоминающего «Носорога» (1515) А. Дюрера), к последней литографии остаются только самые общие очертания животного. Пикассо приходит к упрощенному рисунку одной линией. Путь от элементарного к сложному, который обычный художник проделывает в прямом порядке, Пикассо проматывает наоборот. Ему интереснее снять шкуру, выровнять усложняющие все изгибы, убрать лишнее постепенно, чтобы в конце получить простое, ничем не защищенное, ядро. Мы будто путешествуем в машине времени, из настоящего, где человек отточил свои навыки подражания действительности, в доисторическое прошлое с его наскальной живописью. Наши предки обладали тем, что мы утратили: они видели вещи схематично, очень просто, без лишних деталей.

Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.

Голубка мира

Быки, безусловно, узнаваемый образ. Но одна графика Пабло Пикассо, повторенная в разных версиях, стала повсеместно узнаваемым символом испанского художника: летящий голубь с оливковой веточкой. Нарисованный в 1949 году («Плакат 1-го Всемирного конгресса сторонников мира в Париже»), вскоре после окончания чудовищной Второй мировой войны, он заметно отличался от более поздней версии. Лишние детали были оставлены, уступив место минималистичному рисунку одной линией. Именно в упрощенном виде провозвестник мира навсегда остался в истории. Просто и элегантно испанец выразил свою пацифистскую позицию, с которой, кажется, готов был согласиться весь мир, после такого глобального потрясения.

Именно голубь был выбран в том числе и потому, что Пикассо с самого детства был связан с этой птицей: дорисовывал ей лапки по просьбе отца на его картинах. Настоящих голубей художник всегда держал при себе, так что выбор графиком именно этого символа нельзя назвать удивительным. Бесконечный символ и, в то же время, совершенно личный знак кажется лучшей визитной карточкой мейнстримного живописца и графика, остающегося особенным и навсегда неизведанным.

*Работы Пабло Пикассо взяты из свободного доступа в Интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Читайте также

Старты курсов

Подпишитесь на события школы!