- Зачем и кому нужен брендбук компании
- Что входит в брендбук
- Какие виды брендбуков существуют
- Отличия от гайдлайна
- Требования к созданию брендбука
- Примеры хороших брендбуков
Представьте: вы создаёте старт-ап. Производите товары или оказываете услуги, совершенствуете бизнес изо дня в день, формируете репутацию. И вот наступает такой момент, когда образ компании становится узнаваемым и нужно настроить чёткое взаимодействие с дизайнерами, копирайтерами, менеджерами, маркетологами. Необходим единый образ бренда. Здесь на помощь и приходит брендбук. Как его разрабатывать, какие есть разновидности и тонкости?
Зачем и кому нужен брендбук компании
Это реальное отражение бренда, перечень правил использования его атрибутов и элементов идентичности. Вы будете уверены, что рекламу оформят в корпоративных цветах, а в интерьер нового офиса добавят характерные особенности.
«Такие справочники предназначены для того, чтобы все сотрудники компании, которые используют фирменный стиль, делали это всегда одинаково, – пишет Дэвид Эйри в книге «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера». – Единообразие и постоянство порождают доверие. А доверие помогает привлечь покупателей».
Речь идёт о крупных предпринимателях. Открываете филиал в другом городе, продаёте франшизу – отличный инструмент! Необходимо создать макет для продвижения, сувенир или вывеску с помощью своего рекламного отдела или сторонних работников – брендбук сэкономит время и силы.
А если мы говорим о малом и даже среднем бизнесе, домашней студии, небольшом офисе, руководство которого не планирует расширяться? В этих случаях лучше вложиться в более значимые задачи.
Что входит в брендбук
Брендовая книга состоит из трёх основных разделов:
- Миссия, ценности, целевая аудитория. Здесь пишут об идеологии бизнеса, кому полезны товары/услуги компании, какая идея поставлена во главу угла.
- Визуальный стиль. Это руководство по использованию шрифтов, оттенков, логотипа, слогана, товарного знака, характеристик фотографий и текстов.
- Особенности взаимодействия. Как общаться со СМИ, органами власти, клиентами, а конкретнее – как оформлять письма, давать интервью, вести блог – прописывают все эти моменты.
Какие виды брендбуков существуют
Шаг влево, шаг вправо – расстрел? Вот что точно не про разработку книги бренда. Это творческий процесс, и в каком виде родится конечный документ – решать заказчику. Вариантов немало:
- Печатное издание. Это может быть как скромный буклет или брошюра, так и солидная книга в твёрдом переплёте.
- Электронная версия в виде PDF-файла. Выбирают либо в качестве самостоятельного варианта, либо как приложение к бумажной версии.
- В виде целого сайта. Печатный формат вас ограничивает? Забудьте о неудобствах благодаря вёрстке web-страниц!
- Видеоролик. Снять увлекательную историю компании, записать рассказ бизнесмена или сделать красочное слайд-шоу – отличные, а главное, не избитые идеи.
Некоторые компании добавляют сотрудникам «напоминалки» с важной информацией прямо на стенах офиса. Таким нехитрым способом удобно и сократить недочёты, и оформить узнаваемую картинку в помещениях. Правда, это не самодостаточный вид брендбука, он хорош в дополнение к основному формату.
Отличия от гайдлайна
Вы тоже порой путаетесь в мешанине новомодных слов? Заверяем: в данном случае всё крайне просто. Гайдлайн – это перечень тех же пунктов, что содержит брендбук, за исключением описания миссии, ценностей и стратегий организации. Всё остальное – на своих местах.
Требования к созданию брендбука
Как нет строго определённой привязки к формату книги, так и нет единственно верной структуры. Меняйте, добавляйте, убирайте ненужные для компании пункты и получайте уникальную работу. В брендбук часто включают следующую информацию:
- Все варианты логотипа. Если есть цветная версия, монохромная, чёрно-белая, разные пропорции и размеры – расскажите об этом. В каких случаях использовать ту или иную? Когда допустимо добавлять слоган?
- Типографика. Укажите расстояние между буквами, строчками, начертание шрифта, необходимое выравнивание.
- Цветовая гамма. Здесь прописывают основные и дополнительные оттенки, пропорции их применения, текстуры.
- Иллюстрации. Какая стилистика фото разрешена? А может быть, в компании принято использовать инфографику или нарисованных персонажей? Предоставьте список фотографов и иллюстраторов, которые работают в подходящей манере.
- Символы и иконки. Уточните, их важно изображать схематично, строго, в цвете или чёрно-белыми?
- Макеты. Подготовьте шаблоны рассылок, коммерческих предложений, оформления постов в соцсетях, презентаций.
- Контакты. Важный момент для внутренней версии брендбука, которой пользуются сотрудники, – как связаться с главным менеджером или управляющим, если возникли вопросы и требуется уточнение.
Примеры хороших брендбуков
Посмотрите на разработанную в 2008 году брендовую книгу «Аэрофлота». В ней всего 40 страниц, однако это ценное руководство по использованию логотипа и фирменного знака, корпоративных цветов, шрифтов, бланков, визитных карточек и многого другого.
Брендбук «Пятёрочки» более основательный – 140 страниц полезного материала. Авторы продумали все моменты: от подробного описания наружного и внутреннего оформления магазинов, униформы персонала, автотранспорта до указания на мельчайшие детали пропорций и видов фирменных блоков. В том числе разобраны проблемные вопросы: что делать, если корпоративный шрифт использовать невозможно? Чем заполнить часть цветных кругов на фасаде сети магазинов, кроме фирменного символа?
В своде атрибутов бренда WhatsApp вы найдёте примеры правильного и неправильного использования логотипа, информацию о корпоративных оттенках, скриншоты экрана с различными разделами (чаты, голосовые сообщения) в зависимости от типа используемой операционной системы.
Вдохновляйтесь у лучших! Может быть, пора создавать свой брендбук?
*В статье использованы учебные работы студентов Школы архитектуры и дизайна.