ХХ век начался с потрясений (мировой войны, революций, небывалого прорыва в науке, технике), которые нужно было смыслить и принять простым людям и представителям творческих профессий. Все эти изменения отвлекали от человека, он уходил на второй план: нужно было победить в войне, защитить территории, обновить экономические системы. Прагматика движения вперед для объединения нации в едином порыве приводила к механистичности самой человеческой жизни. В этих условиях рождались произведения художников, поэтов, архитекторов, кинематографистов. Они могли поддерживать национальную идею, индустриализацию (как возможность движения в будущее, лучшее и славное, где все ненужное будет забыто, а люди наконец станут братьями друг другу, равными и свободными), а могли протестовать, видеть ужас и беспросветный мрак, сгустившиеся вокруг. Картины экспрессионистов в живописи начала ХХ века воплотили в себе страхи и другие чувства художников второго типа, посмотрим же на них.
Вырази это!
Экспрессионизм соединил в себе неуверенность, неудовлетворенность людей действительностью. Ее несовершенства, отчужденность провоцировали погружение в мир собственных (зачастую мрачных) эмоций, которые, выливаясь из глубин человеческой души, обволакивали все вокруг (Эрнст Людвиг Кирхнер «Марсела», 1910; Эдвард Мунк «Расставание», 1896). Колорит напряженного человеческого переживания выходил на волю, окрашивая все вокруг в нервные, неприятные, грубые цвета. Они должны были раздражать глаз зрителя, как раздражаюли художника враждебность и холодность мира к человеку (Винсент Ван Гог «Ночное кафе в Арле», 1888). Это не мимолетное впечатление, которое ловили импрессионисты. Напротив, это выстраданное, глубоко въевшееся ощущение (у каждого свое), которое неистово просилось наружу, нуждалось в воплощении.
Образ женщины в живописи экспрессионистов
Стиль экспрессионизм в живописи не испытывал никакой тяги к точному перенесению увиденного, в этом не было никакой потребности: фотографический аппарат справится с этой задачей лучше. Объективность фотографии обезоруживает, не выражает эмоции, стабильными взаимодействиями химических реагентов ловит свет и тень.
Художник же все отчаяннее и настойчивее проваливался в мир субъективного, которое, как казалось, могло спасти от холода рационального. Ожидаемо этот порыв вновь привел к изображению женщин в живописи.
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Но какими собранными из разлитых по воздуху чувств они появлялись на холстах (Эмиль Нольде «Танцовщица», 1920-1925, Эрнст Людвиг Кирхнер «Пара, танцующая в варьете», 1926). Безоружными, сотканными из чистых эмоций представали они перед взорами зрителей (Эгон Шиле «Молодая мать», 1914; Эгон Шиле «Любовники», 1915). Какой образ мог быть чувственнее недавно родившей женщины или пары возлюбленных на пороге расставания, соединившихся на полотне в исторический момент повсеместного ужаса от гибели Титаника (Оскар Кокошка «Невеста ветра», 1914)? Трагическое отчаяние на пороге катастрофы, восторг страсти и всепоглощающая любовь - все это противопоставили экспрессионисты холоду бегущего навстречу неизвестности времени.
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.