- Гайдлайн – что это?
- В чем отличия от брендбука и логобука
- Зачем нужен гайдлайн
- Что входит в гайдлайн
- Принципы создания
- Примеры
Когда предпринимателям стоит говорить «да» созданию гайдлайна? Если бизнес средний или крупный и пришло время упорядочить, собрать воедино все накопившиеся разработки. В каком случае лучше сосредоточиться на других вопросах? Если цель – сформировать позитивный имидж и быстро увеличить продажи. Гайдлайн – важный инструмент, но не первоочередной, а для больших компаний и фрилансеров и вовсе не нужный. В чём его секрет, что входит в структуру и какие существуют основные принципы создания? Бонусом – удачные примеры!
Гайдлайн – что это?
Представьте крупный офис, в котором собрались в задумчивости сотрудники: шеф требует через неделю разработать шаблон визиток. Да вот незадача: о корпоративных цветах надо уточнять у начальника отдела, правильное и неправильное написание логотипа узнавать у кого-то ещё… А если к тому же один говорит так, другой эдак? Давайте посочувствуем этим работникам и будем надеяться, что руководителя вскоре кто-то надоумит создать документ, в котором были бы собраны все характерные черты компании.
Итак, гайдлайн – свод правил, которые раскрывают использование фирменного стиля бренда. Не список ради списка, а неоценимая помощь сотрудникам при ответе на вопрос – как преподносит себя бизнес? В частности, это важно при оформлении сайта, визиток, рекламного баннера и так далее.
В чём отличия от брендбука и логобука
Как правило, сначала разрабатывают концептуальную сторону: прописывают ценности, идеологию, миссию. Начинает зарождаться книга бренда – брендбук. После переходят к визуальной составляющей, которая представлена логотипом, фирменной палитрой, корпоративными шрифтами, описанием продукции, интерьера и всего остального, что важно для конкретной компании. Это и есть элементы гайдлайна.
Проще говоря, если в руководстве вы видите миссию, а затем описание использования логотипа и всех корпоративных «фишек» – перед вами брендбук, а если свод правил обходится без «философствований» в начале документа, то это гайдлайн.
В свою очередь, логобук, как можно догадаться из названия, ещё более узкое понятие. Он включает в себя перечень требований к корректному использованию логотипа.
Зачем нужен гайдлайн
Без него не обойтись в следующих случаях:
- Чтобы не допустить смешения стилей. В голове у руководителя одна картинка для решения задачи, а у дизайнера при, на первый взгляд, чётком техническом задании – другая? Не дело!
- При подготовке рекламных материалов. Единообразие, меньше правок и потраченных нервных клеток.
- Формирование узнаваемости. Чёрно-жёлтые полоски на офисе? Название компании упоминать, думаем, излишне.
- Создание франшизы. Захотели те же «пчелиные» последователи открыть точку в очередном городе – концепция уже готова.
Что входит в гайдлайн
Если вы ждёте чёткой и строго кем-то определённой системы, то зря – её нет. Что, впрочем, и хорошо. Да, есть основа, эдакая ёлка, которую принесли в дом перед Новым годом, а уж какие игрушки развесят на ней, зависит от хозяина (читай – владельца компании). Однако есть несколько пунктов, без которых свод правил теряет своё назначение.
Во-первых, логотип. Как он выглядит, каков его размер и где он должен размещаться, варианты использования, корпоративные цвета и шрифты, фон, антипримеры.
Во-вторых, описание продукции. Как должны выглядеть реклама, упаковка, каталоги, плакаты и так далее.
В-третьих, особенности интерьера, корпоративного транспорта. Здесь содержится ответ на вопрос, как элементы фирменного стиля должны работать при оформлении офиса, рабочих автомобилей.
В-четвёртых, макеты документации. Важны шаблоны фирменных бланков, заявлений, договоров и других деловых бумаг.
И, наконец, дресс-код. Есть смысл описать допустимую одежду сотрудников. Добавляйте, убирайте пункты – и получайте уникальную «Библию» бренда. В документ принято включать всё, что касается дизайна.
Принципы создания
Несколько важных моментов:
- Меньше слов, больше дела. А дело в данном случае – визуализировать, показать в картинках и схемах. Пусть текст будет лаконичным.
- Чёткость и свобода творчества одновременно. Бренд останется узнаваемым, но каждый раз будет играть новыми красками.
- Несколько удобных форматов. Документ в виде брошюры, PDF-файла и «подсказок» прямо на стенах офиса – отлично!
Примеры
А теперь изучите наиболее удачные образцы. Проанализируйте, что заметили в них общего, а что дизайнеры добавили уникального. А вы готовы к созданию своего гайдлайна?
*В статье использованы учебные работы студентов Школы архитектуры и дизайна.