Каждый выезд за город помогает вспомнить, как безграничен мир вокруг. Но все, что видит человек – только крошечный кусочек этого мира. Смотрим вперед и видим одну его часть, назад – совсем другую. Но вдали, на краю обозримого пейзажа, всегда виднеется линия, соединяющая верх и низ, – горизонт (от греческого «ограничивающий»). Небо и земля сходятся, но это только оптическая иллюзия, поддерживаемая законами физики и геометрии: происходит пространственное искривление. Конечно, между небесным сводом и земной поверхностью огромное расстояние и горизонт, как иллюзия, совершенно недостижим, но человеку эта миражная граница совершенно необходима.
Необходимый ориентир
Человеческий разум нуждается в определенности: пространственной и временной. Без них все превращается в сюрреалистический сон (у сюрреалистов верх и низ, прошлое и будущее, фантазия и реальность смешиваются в сумбур). Горизонт же дает четкое ощущение положения в пространстве. Эта визуальная граница отделяет верх от низа, близкое и четкое здесь от далекого, едва различимого там. Естественно, что с поиска линии горизонта начинается создание большинства картин.
Горизонт в изобразительном искусстве становится тем ориентиром, от которого могут производиться все следующие измерения, построения: точка схода, прямая перспектива, тени и рефлексы. Но горизонт подвижен, он зависит от точки зрения – то есть положения, выбранного художником для работы.
Глаза наблюдающего могут быть выше изображаемых предметов, ниже или наравне с ними. Академическая живопись предполагает фиксацию одной точки зрения, из которой делаются все пространственные замеры (Жак-Луи Давид, «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789). Такое условие позволяет создавать наиболее точную, пропорциональную реалистичную композицию. Модерновая живопись же наоборот экспериментирует с горизонтом, в одной картине сходятся множественные точки зрения, рисунок становится абстрактным (Анри Матисс, «Красная комната», 1908).
Разные горизонты
Помимо роли фундамента для будущей картины, линия горизонта может становиться значимым элементом содержания картины (например, творчество Тимура Новикова). Зависит роль горизонта от жанра картины: в портрете, особенно эпохи модерна, пространственные характеристики менее важны, акцент делается на характере модели. В пейзаже, в частности морском, или на батальных полотнах линия соединения неба и земли/моря становится значимой для самого сюжета. Положение горизонта на картине может быть совершенно различным: выше центра, ниже, ровно посередине. В зависимости от сюжета картины художник волен подчеркивать горизонтом нужный элемент композиции. Например, внимание привлекает небо – линия горизонта опускается (Здислав Ясинский, «Шторм», 1925). Если члены композиции равноправны – они встречаются по центру (Максимилиан Волошин, «Все замерло – холмы, деревья, тучи – в лиловом олове осенних вялых вод», 1927). Название картины и ее сюжет соответствуют друг другу, небесные тела находятся в том же состоянии, что и земные, они в балансе и живописная композиция это иллюстрирует.
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Отметим, что линия не обязана быть строго горизонтальной, ее неровность добавляет картине внутренний ритм, динамичность и процессуальность (Архип Куинджи «Дарьяльское ущелье», между 1890 и 1895). Тимур Новиков на картине «Лыжник» (1991) редуцирует композицию до контрастного столкновения плоскостей неба и земли, диагональная линия горизонта соответствует движению лыжника. Таким образом, горизонт в изобразительном искусстве важен как элемент формальной конструкции картины и как часть содержания композиции.
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.