Шлюзовая набережная, 6с4
м. Павелецкая, г. Москва

История письменности

Содержание статьи
  1. Откуда есть пошла письменность
  2. Как писать?
  3. От картинки к букве
  4. Время букв

Письменность – настолько естественная часть нашей сегодняшней жизни, что никому уже не кажется удивительным то, как люди смогли придумать столь сложную знаковую систему. Без знакомства с ней вообще невозможно стать полноценным членом общества XXI века. Возможно, сам вопрос зачем письменный язык появился не кажется актуальным: он будто был всегда. Но разве не чудо, что подавляющее большинство народов в определенный момент своей истории пришли к идее сохранения своего наследия и воплотили эту идею очень похожими путями? Разберемся, как появились графические знаки, чем отличались от привычной нам фонетической альтернативные виды письменности и почему современная система имеет именно такой вид.

Как возникла письменность

Начнем с простого. Понятно, что письменность - способ передачи информации с помощью универсальных символов на большие расстояния и на значительные временные промежутки. Благодаря письму нам в XXI веке доступны тексты, написанные в средние века или в эпоху античности. Тексты накапливают знания разных народов, хранят для потомков уникальные художественные произведения, а часто сами являются произведениями искусства (например, иероглифическое письмо древних египтян или концептуализм XX века (Джон Балдессари «Я больше не буду создавать скучное искусство», 1971).

Письменность возникла вместе с первыми городами-государствами, потому что появилась необходимость передавать сообщения быстро, на большие расстояния, например, во время военных действий. Существовавший ранее общинный строй (с небольшим числом взаимодействующих людей, живущих рядом) не требовал письменного сообщения между членами сообщества. Все можно было передать жестами или вербально при личном общении. Однако объединение земель в государство, где множество людей взаимодействовали между собой, привело к новым условиям жизни. Впервые появилась необходимость фиксировать договоренности внутри полиса и с соседствующими городами.

Клинопись – что это?

Итак, у ранних цивилизаций появилась необходимость передавать сообщения, но не было готовых ответов: как это делать? С помощью каких знаков? На каком материале? Поэтому началось время экспериментов в истории письменности. Из дошедших до нас археологических находок можно выделить несколько видов письменности. Они различаются формой, способом нанесения сообщения, материалами (клинопись, иероглифика, руны) или самими знаковыми системами (пиктограммы, идеограммы, силлабическое, фонетическое письмо).

Клинопись - древнейшая из известных сегодня форм письменности, изобретенная шумерами (Туппум из Шуруппака, ок. 2600 г. до н. э.). Клинописные символы выдавливались заостренной палочкой или другим острым предметом в мягкой глине, из-за чего приобретали клиновидную форму. Такой способ создания текстов получил распространение у многих народов, применивших его к своим знаковым системам (хеттская, эламская клинопись). Иероглифы - древнеегипетская система письма, предполагавшая высечение изображений на каменной поверхности. Как клинопись, сочетала разные этапы становления письменности.

От картинки к букве

Постепенно происходило усложнение и уточнение системы письма, она прошла через несколько характерных этапов:

  1. Пиктографическое письмо. Первые символы, отпечатанные на глине, обозначали товары, которые можно было посчитать. Пиктографические изображения передавали самые узнаваемые очертания конкретных предметов, существ, могли означать только объективные вещи. Они подходили для ранней стадии развития языков, но стали недостаточными с усложнением геополитических отношений. В пиктографическом письме каждый символ означал один предмет, что вело к постоянному увеличению количества символов (доходило до 500-600), что конечно, было неудобно. Сегодня мы снова используем пиктограммы - как иконки приложений на телефоне. Символы шестеренки, калькулятора, календаря четко и лаконично передают нам необходимое сообщение без слов.
  2. Со временем система усложнялась, складывались комбинации символических изображений. Так зародились идеограммы (где несколько знаков, стоящих вместе, передавали некую абстрактную идею, а не только указывали на конкретный товар или предмет). Этот этап позволил задержать появление новых символов, увеличив описательные возможности.
  3. Силлабическое или слоговое письмо близко идеограммам, здесь тоже используется сочетание нескольких символов для составления одного слова. Символ, как правило, означает слог (например, согласный и следующий за ним гласный) и, в сочетании с другим слогом, рождают какое-либо значение.
  4. Но это было ступенью на пути к появлению привычного нам фонетического письма, в котором количество самих знаков (букв) сведено к минимуму (26 в английском, 33 в русском алфавитах), но возможностей их сочетания огромное количество. Таким образом, символ передает только отдельные звуки или фонемы, самостоятельно не обозначающие ничего конкретного, но вместе приобретающих смысл. Именно возможности фонетического письма дали достаточно свободы и вариативности языку, чтобы передавать большое число абстрактных понятий, чувств и др. Это поспособствовало развитию поэзии и вообще литературы. Фонетическим письмом пользуемся сегодня мы и знакомые нам западные народы.

Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.

Время букв

К началу нашей эры письмо, построенное на буквенных знаках, широко применялось. Великие произведения античности уже написаны, впереди время христианства и постепенное формирование локальных европейских языков, базирующихся на латинском и греческом алфавитах. В процессе становления приходилось отказываться от многого: так руническая письменность, бытовавшая в Северной Европе, была вытеснена латиницей и кириллицей, на которых были написаны богослужебные тексты. Однако тайное письмо («run» – тайна) не было полностью забыто, оно действительно стало тайным, переместившись в неофициальную культуру, поддерживавшую языческие традиции.

Так письменность постепенно развивалась, сакральные тексты переписывались и хранились, языческие источники оставались почти без внимания или уничтожались. Производство книг оставалось дорогим, а писать могли далеко не все, простое население страны в большинстве своем было неграмотным. Все шло своим чередом, пока в середине XV века Иоанн Гутенберг первым не применил печатный станок для серийного производства книг. Это изобретение не только упростило и удешевило производство текстов, но дало мощный культурный толчок всему Западному миру. Тогда началась новая эпоха в истории письменности, которая продолжается до сих пор.

*Фотографии, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Ближайшие курсы

Спросить SHADdesign
Заказать обратную связь со школой
Регистрация на онлайн встречу
Спасибо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время мы свяжемся с вами.