Кубизм как одно из направлений авангардного искусства основывался на обнажении приема (если представить, что сама живопись, как и любой другой вид искусства, использует набор достаточно универсальных приемов, которые по-разному комбинируются в сменяющих друг друга направлениях). Так, кубисты не стремились в традиционной манере воссоздать окружающую действительность на холсте с помощью красок. Наоборот, их задачей было показать КАК происходит ее запечатление, чем пользуется художник для того, чтобы воспроизвести предметы и людей. Но каким образом проще всего увидеть работу механизма? Заставив составляющие его элементы работать наоборот. Этим методом и воспользовались кубисты.
Особенности кубизма
Кубизм должен был соединить объемность изображаемого объекта и плоскость поверхности, на которую изображение наносится (например, холста или бумаги). Таким образом, основой кубизма стал синтез отталкивающихся друг от друга противоположностей (дуализм из квантовой физики был новинкой, а кубисты интересовались открытиями в науке и технике). Ясно, что их соединение не могло иметь привычных форм выражения и картины кубистов выделялись даже на фоне далеких от классики модернистов (импрессионистов или символистов).
Единство рабочей поверхности и картины достигалось за счет:
- Размывания границ предметов, незамкнутости их форм, соединяющей все пространство картины в единый организм - это, с другой стороны, подчеркивало целостность холста, на котором они все соединялись;
- Отказа от привычной работы со светом и тенью для имитации объема на рисунке (у кубистов светотеневые отношения инверсивны, они не передают объективных/ видимых в действительности характеристик предметов);
- Желания показать предмет одновременно с нескольких точек зрения (отказ от прямой перспективы, на ее место приходит изломанное изображение; таким образом происходит обнажение приема, которым пользовались в академической живописи).
Кубизм в живописи давал зрителю принципиально неоконченные, незамкнутые изображения. Окончательный образ на картине складывался уже в восприятии конкретного зрителя и художник не желал настаивать на каком-либо едином прочтении.
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Живопись кубистов
Кубизм в живописи был представлен в картинах, выставлявшихся в Салоне Независимых (Жан Метценже «Чаепитие», 1911; Жан Метценже «Женщина и лошадь», 1911-1912). Салонным кубистам противопоставлялись молодой Пикассо (Пабло Пикассо «Девушка с мандолиной (Фанни Телье)», 1910) и Брак (Жорж Брак «Скрипка и кувшин», 1910), представлявшие свои картины в галереях под покровительством заинтересованного в новом искусстве арт-дилера Даниэля-Анри Канвейлера. «Галеристами» были написаны знаковые для направления произведения (которые позже стали восприниматься в качестве «классических»), но именно салонные работы привлекли к стилю кубизм в живописи внимание широкой публики. Базовые примеры кубизма в живописи отличаются сдержанностью палитры, где используются вариации близких друг другу цветов и их оттенков (Марсель Дюшан «Шахматные игроки», 1911; Пабло Пикассо «Сидящая обнаженная», 1910).
Женщины часто появлялись в живописи кубистов. Их очертания деформировались, размыкались точно так же, как размыкались границы предметов вещного мира (Марсель Дюшан «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912). Однако это совершенно не мешало художникам вновь обращаться к классическим культурным образам, усиливая потенциальную многозначность их прочтения (Юрий Анненков «Адам и Ева», 1918; Марк Шагал «Адам и Ева», 1912). Освобожденные от универсального восприятия, едино верного рассмотрения, образы женщин в живописи кубистов освобождались и от стесняющих оков одежд (Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907). Да и к чему она, когда кругом такая свобода?
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.