Шлюзовая набережная, 6с4
м. Павелецкая, г. Москва
Содержание статьи
  1. Особенности кубизма
  2. Живопись кубистов

Кубизм как одно из направлений авангардного искусства основывался на обнажении приема (если представить, что сама живопись, как и любой другой вид искусства, использует набор достаточно универсальных приемов, которые по-разному комбинируются в сменяющих друг друга направлениях). Так, кубисты не стремились в традиционной манере воссоздать окружающую действительность на холсте с помощью красок. Наоборот, их задачей было показать КАК происходит ее запечатление, чем пользуется художник для того, чтобы воспроизвести предметы и людей. Но каким образом проще всего увидеть работу механизма? Заставив составляющие его элементы работать наоборот. Этим методом и воспользовались кубисты.

Особенности кубизма

Кубизм должен был соединить объемность изображаемого объекта и плоскость поверхности, на которую изображение наносится (например, холста или бумаги). Таким образом, основой кубизма стал синтез отталкивающихся друг от друга противоположностей (дуализм из квантовой физики был новинкой, а кубисты интересовались открытиями в науке и технике). Ясно, что их соединение не могло иметь привычных форм выражения и картины кубистов выделялись даже на фоне далеких от классики модернистов (импрессионистов или символистов).

Единство рабочей поверхности и картины достигалось за счет:

  • Размывания границ предметов, незамкнутости их форм, соединяющей все пространство картины в единый организм - это, с другой стороны, подчеркивало целостность холста, на котором они все соединялись;
  • Отказа от привычной работы со светом и тенью для имитации объема на рисунке (у кубистов светотеневые отношения инверсивны, они не передают объективных/ видимых в действительности характеристик предметов);
  • Желания показать предмет одновременно с нескольких точек зрения (отказ от прямой перспективы, на ее место приходит изломанное изображение; таким образом происходит обнажение приема, которым пользовались в академической живописи).

Кубизм в живописи давал зрителю принципиально неоконченные, незамкнутые изображения. Окончательный образ на картине складывался уже в восприятии конкретного зрителя и художник не желал настаивать на каком-либо едином прочтении.

Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.

Живопись кубистов

Кубизм в живописи был представлен в картинах, выставлявшихся в Салоне Независимых (Жан Метценже «Чаепитие», 1911; Жан Метценже «Женщина и лошадь», 1911-1912). Салонным кубистам противопоставлялись молодой Пикассо (Пабло Пикассо «Девушка с мандолиной (Фанни Телье)», 1910) и Брак (Жорж Брак «Скрипка и кувшин», 1910), представлявшие свои картины в галереях под покровительством заинтересованного в новом искусстве арт-дилера Даниэля-Анри Канвейлера. «Галеристами» были написаны знаковые для направления произведения (которые позже стали восприниматься в качестве «классических»), но именно салонные работы привлекли к стилю кубизм в живописи внимание широкой публики. Базовые примеры кубизма в живописи отличаются сдержанностью палитры, где используются вариации близких друг другу цветов и их оттенков (Марсель Дюшан «Шахматные игроки», 1911; Пабло Пикассо «Сидящая обнаженная», 1910).

Женщины часто появлялись в живописи кубистов. Их очертания деформировались, размыкались точно так же, как размыкались границы предметов вещного мира (Марсель Дюшан «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912). Однако это совершенно не мешало художникам вновь обращаться к классическим культурным образам, усиливая потенциальную многозначность их прочтения (Юрий Анненков «Адам и Ева», 1918; Марк Шагал «Адам и Ева», 1912). Освобожденные от универсального восприятия, едино верного рассмотрения, образы женщин в живописи кубистов освобождались и от стесняющих оков одежд (Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907). Да и к чему она, когда кругом такая свобода?

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Ближайшие курсы

Спросить SHADdesign
Заказать обратную связь со школой
Регистрация на онлайн встречу
Спасибо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время мы свяжемся с вами.