Пейзажи в картинах Альфреда Сислея поражают подчас не сразу: чтобы уловить лёгкость работ и буквально исходящее из них свечение, требуется время. Из-за этого художник не был признан при жизни. Критиков и публику больше привлекали вызывающие спецэффекты смелых полотен. Но буквально спустя несколько лет после смерти Сислея его талант оценили по достоинству. Произведения пейзажиста хранятся в крупнейших музеях мира.
Основные вехи жизни Альфреда Сислея
Художник родился во Франции в 1839 году. На исторической родине мастер пейзажа побывал всего три раза в жизни. Один из таких периодов – время обучения коммерции в Лондоне. Однако вскоре юноша понял, что семейное дело ему чуждо. Он предпочёл занятия академической живописью в парижской мастерской. Там Сислея ждало судьбоносное знакомство с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и Фредериком Базилем.
Позже они основали новое направление в живописи – импрессионизм. Сухой и чопорный академический стиль рисования остался за порогом мастерской. С этого момента началась борьба за признание: официальное искусство Франции не было благосклонно к новому направлению.
Помимо напряжённых занятий творческой работой, Сислей организовывал независимые выставки. К сложностям в работе добавлялись личные трудности. Из-за связи с натурщицей и рождения внебрачных детей отец Альфреда Сислея отвернулся от него, отказав в денежном содержании. И без того скромное имущество молодого человека вскоре уничтожила франко-прусская война. До 40 лет мастер боролся за успех, регулярно выставлялся. Но работы Сислея считали слишком спокойными и классическими. Они не продавались, на аукционе за полотна Сислея предлагали гроши, друзья безуспешно искали меценатов. Художника постоянно преследовали неудачи. Тогда он переезжает в Море-сюр-Луэн, ближе к любимой природе.
Умер Альфред Сислей в 59 лет неизвестным широкой публике, в нищете. Но уже через год его картину «Наводнение в Пор-Марли» купили за 43 тысячи франков. Это больше, чем мастер заработал за всю жизнь.
Техника живописи Альфреда Сислея
Художник пишет мягкие пейзажи без подчёркнутого драматизма или романтизации. На картинах – жизнь как она есть. В работах мастера сложно найти персонажей, а если и встречаются фигуры людей, они являются только частью пейзажа и органично вливаются в него. Главными героями картин стали небо и река. Сислей признавался, что начинает рисовать всегда с изображения небес. Это не просто фон его полотен, а ключевой элемент. Переменчивое, меланхоличное, холодное, сияющее – так видит небо мастер.
Всю жизнь Альфред Сислей был верен принципам импрессионизма. Пожалуй, даже больше, чем многие другие последователи направления. Именно работы Сислея отражали суть импрессионизма: художник передавал мимолётные впечатления, изображал то, что видел в данный момент. Поэтому в творчестве мастера нередки одни и те же пейзажи, запечатлённые утром, днём и вечером, в разные сезоны.
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Лучшие картины французского импрессиониста
Самые значительные произведения Альфреда Сислея созданы в два периода его жизни. Первая серия написана во время краткого пребывания в Англии. Это притягательные виды Хэмптон-корта. Вторая серия посвящена наводнению в Пор-Марли. Самые известные полотна:
- «Плотина в Молси, Хэмптон Корт»;
- «Мост в Хэмптон-Корте»;
- «Наводнение в Пор-Марли»;
- «Барка во время наводнения в Пор-Марли».
Много блестящих работ посвящено природе Море-сюр-Луэна: «Церковь в Море», «Мост в Море ранним утром», «Мост Море летом», «Море-сюр-Луан. Дождь». Какое место ни брал бы за основу художник, небо неизменно занимает 2/3 полотна. Благодаря толстым длинным мазкам кисти кажется, будто оно движется. В противовес колеблющимся облакам – статичные дома, мосты, лужайки. Воздушные и тонкие пейзажи Альфреда Сислея не бросаются в глаза. Но прочувствовав их – забыть уже невозможно.
*Картины Альфреда Сислея, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.