Постмодернизм - это отказ от границ, от системности и вместе с тем обозначенная уже в названии связь с прошлой эпохой (модерном). Он воплощает собой смещение и смешение сфер (элитарного искусства с масс-маркетом, направленным на привлечение покупателя), временных пластов (прошлое перевоплощается/переосмысляется в настоящем), культурных кодов (интерес к освоению мира, знакомству с малоизученными культурами смешивается с распространением и насаждением западных ценностей в процессе глобализации). Таким образом, постмодернизм в живописи и в других видах искусства включает совершенно разнородные произведения, которые невозможно как-либо систематизировать или заключить в привычные границы (казавшегося нерушимым и ясным) определения «искусство».
Проблемное время
В отличие, например, от реализма, символизма или импрессионизма постмодернизм нельзя назвать «направлением», имеющим определенные, выделяемые у всех представителей, художественные особенности.
Наоборот, понятие постмодернизм отсылает скорее к определенному хронологическому отрезку современной истории: начиная с расцвета капитализма и массового производства, набравшего небывалые обороты в последней четверти XX века, до наших дней. Впрочем, созданные несколько ранее работы Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джексона Поллока тоже могут быть названы произведениями искусства эпохи постмодернизма.
Это время, в котором настоящее замерло, погрузившись в попытки разобраться, осмыслить проблемы и опыт прошлых десятилетий (если не столетий). Ошибки и триумфы вчерашнего дня не дают свободно двигаться вперед, потому что там, за горизонтом, только опасности (истощение природных ресурсов, голод, глобальное потепление). Критическое восприятие же окружающей действительности или ушедших эпох делается очень притягательным для представителей творческих профессий сегодня (Виталий Комар, Александр Меламид «Происхождение социалистического реализма», 1983; Ричард Гамильтон «Fashion plate», 1970). Например, живопись и плакатные тексты позволяют сделать видимыми проблемы женщин (Guerrilla Girls «Так женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен?», 1989) или актуализировать женскую точку зрения, мир ее чувственности, ранее подавленные мужским мировостриятием (Трейси Эмин «Я могла чувствовать тебя», 2018; Трейси Эмин «Память о слезах», 2018). Но, конечно, образ женщины в мужской живописи постмодернистов, как прежде, часто появляется (Йозеф Бойс «Нимфа цветов», 1956).
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Есть ли автор?
Художники, представляющие постмодернизм в живописи пользуются вседозволенностью, воплощая свои идеи. Они могут вплетать всеми узнаваемые логотипы брэндов, переводя таким образом рыночный продукт в сферу искусства, а искусство подпитывая популярными знаками (вместе с тем «снижая» его, позволяя произведениям становиться воспроизводимыми) (Энди Уорхол «Мерлин Монро», 1967; Коллаборация дома Louis Vuitton с Джеффом Кунсом, 2017 г.).
Но могут осуществляться и более беспардонные шаги: сознательное и целенаправленное использование чужой интеллектуальной собственности (картин, снимков) как своих с опять же изменением статуса этих объектов (Ричард Принс «Без названия (Ковбой)», 1989). Художники пересматривают концепт авторства и авторского продукта (как известно, Ролан Барт еще в 1967 году зафиксировал «смерть автора»). Осмыслению предается то, что художник только использует различные (уже созданные!) тексты, сочетая их между собой (Джефф Кунс, обложка альбома Lady Gaga «Artpop», 2013). Художник, таким образом, в большей степени выполняет механические функции, а сама возможность создания принципиально нового продукта ставится под сомнение, ведь все уже было в «Симпсонах». Постмодернизм намекает, что, если хочешь знать будущее – посмотри назад, пока варианта лучше не придумано.
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.