Сегодня камера на любом смартфоне автоматически предлагает своему хозяину сетчатую разметку. Она ненавязчиво подсказывает, как без подготовки сделать удачный снимок. Но почему техника предлагает именно такую сетку разметки? Зачем IT-разработчикам вообще заботиться о наших фото-воспоминаниях? Ответ очень прост: композиция – каркас любого произведения (визуального, литературного, архитектурного). Она становится катализатором идеи, помогает простому человеку или профессиональному живописцу наиболее убедительно рассказать историю. А чтобы взаимодействие со зрителем прошло удачно, нужно знать простые правила. Например «правило третей» – для его соблюдения и нужна сетчатая разметка в телефоне.
Естественные пропорции
Наши предки в процессе познания открывали закономерности природы, черпали из них вдохновение, выводили идеальные числовые пропорции, и со временем они стали частью нашей современной культуры. Например, традиционное композиционное построение в изобразительном искусстве – Золотое сечение – имело основу в повторяющихся в природе пропорциях, где каждый следующий элемент ряда был равен сумме двух предыдущих (1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; 89; 144; 233…). Пропорции соответствовала форма раковины улитки, водоворот, бутон роз, позднее была открыта форма нашей галактики. Эта схема идеальна, она утверждала, что гармония повсюду и ее можно посчитать, а затем повторить собственными силами. Вместе с тем была найдена и более простая версия Золотого сечения, оказавшаяся даже более функциональной. Она и укладывается в правило третей в композиции.
Как работает?
Согласно этому композиционному правилу, холст с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий делится на девять равных частей. Получается пустое поле, на котором можно изобразить любой сюжет.
Следом определяется положение горизонта: чаще всего он параллелен продольным линиям и работает на распределение акцентов: полагается выше или ниже. Затем идет определение места центрального элемента композиции: это должна быть сильная позиция, на которой будет фокус внимания. «Точкой силы» называется место пересечения горизонтальной и вертикальной линий. К одной из таких точек, как правило, и привязывают главную фигуру или пару равнозначных фигур к нескольким точкам силы. Нежелательно, чтобы главная фигура находилась прямо по центру, если это не централизованная композиция (Например, кадр из фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея», 1968 или из фильма Уэса Андерсена «Королевство полной луны», 2012).
На примере изменения композиции кинокадра легко проследить динамику развития отношений между героями фильма. Например, в экранизации романа В. В. Набокова «Лолита» Стэнли Кубрик в начале распределяет главных героев, Гумберта и Ло, по противоположным третям кадра. Немногим позже мы видим, как Долорес, помещенная в центр трехчастной композиции, склоняется в сторону отчима. Дальнейшее развитие нездоровых отношений Гумберта Гумберта и Лолиты так же отражается в полном преодолении расстояния, разделяющего героев. В центре силы руки героев соприкасаются. Итак, композиция работает на сюжет, она делает содержание материальным, ярким, четким. С помощью определенного положению в сетке автор выделяет части композиции или отводит им второстепенное значение. С помощью простых пространственных перестановок художник направляет внимание, говорит со зрителем.
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.