Людям свойственно искать между явлениями взаимосвязь, приводить все в порядок, систематизировать, давать названия предметам. Даже произведения искусства имеют объективные основания, по которым их можно было бы систематизировать. Так сочетание определенной исторической эпохи с набором художественных приемов, тем, визуальных элементов позволяет отнести картину к определенному направлению в живописи. Одним из самых значимых направлений в искусстве XIX века становится Реализм. Рассмотрим эстетические особенности реализма в живописи, представителей и примеры их картин.
Проблемы жизни
Одним из пионеров направления считается Гюстав Курбе, самостоятельно построивший и открывший «Павильон реализма» для посетителей по причине того, что его работы не приняли в Салоне. Появившийся как знак протеста, реализм долгое время оставался непривычно честным, провокативным направлением.
Само название «реализм» может ввести в заблуждение: любая реалистичная картина относится к реализму. Однако это далеко не так. Со времен Высокого Возрождения (конец XV-XVI вв.) художникам были доступны знания и средства создания на картинах достаточно правдоподобных, пропорциональных изображений. Вслед за классиками Возрождения академисты собирают и сохраняют самые эстетически значимые принципы рисунка и живописи, обучая применению их на практике. Значит, рисовать реалистично художники учатся раньше, чем появляется реалистическое направление и, следовательно, не в правдоподобности ключ к пониманию эстетики реалистичного искусства.
Важно здесь другое! Представители Реализма исходили из научных принципов наблюдения и описания законов природы и социального устройства. Отказываясь от внутренних ограничений, они с большим интересом обратились к сиюминутной стороне человеческой жизни, от которой вполне могло зависеть будущее целого народа У. Хомер «Дождливый день в лагере», 1871). Обозначение проблем мыслилось (и было) попыткой разговора о них, поиском пути их решения. Поэтому живописцы и графики строго следовали за объективной реальностью, не обходя её неприглядностей. «Низкие», бытовые сцены впервые получили последовательное, глубокое отражение на крупноразмерных произведениях искусства. Они больше не вытеснялись на периферию изобразительных сюжетов. Таким образом, Реализм в живописи стал следствием разрушения строгой иерархической жанровой системы, определявшей творческие возможности живописца.
Подвижники
Благодаря тенденции к актуальности, социальной маркированности частыми сюжетами художников-реалистов становились злободневные социальные или политические проблемы: реформы Александра II в России; жизнь простого человека в его естественной среде. В России представители независимого объединения художников (Передвижники) наиболее ярко и талантливо воплотили эстетику стиля реализм в живописи. Группа противостоящих академизму молодых талантов включала молодых И. Е. Репина, И. Н. Крамского, Е. Е. Волкова, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина и др. Художники объединения запечатлели множество сюжетов, ставших знаковыми для отечественной истории искусства. Знаковость их была обеспечена остротой, бескомпромиссностью и объективными художественными достоинствами полотен.
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Непривычно разнообразными, земными, чувственными или опустошенными предстали женщины в живописи передвижников (И. Н. Крамской «Девушка с кошкой. Портрет дочери», 1882; В. И. Суриков этюд к картине «Боярыня Морозова», 1881-1884; «Меньшиков в Березове», 1883). Впервые они могли быть изображены во всем разнообразии своих ипостасей, чувств, без лишней идеализации, которая сковывала, задерживала возможности разговора о женских характерах. При этом отметим, что трагедийность, свойственная героиням Возрождения, обретала новые коннотации: больше не было нужды изображать героиню мифологии, чтобы наделять ее глубоким переживанием. Новые эмоциональные состояния, которые оказались пойманы кистью художника, повлияли на будущее живописи (И. Е. Репин «17 октября 1905 года», 1907).
Испытание полного спектра возможностей работы с эмоциями во время реализма еще только впереди. За ним открывается новая эпоха живописи, где направления в искусстве мутируют все быстрее. Мутации усложняются, появляется большее число новых стилей и направлений.
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.