Пронесшаяся по всей Европе эпоха Возрождения изменила искусство навсегда. Это был долгий процесс, достижения которого сформировали академические каноны идеального изображения человеческих тел, пространства и окружающей действительности. Но идеальность была слишком тяжеловесна и универсальна. Постренессансные европейские страны начали искать язык самовыражения. В результате во многих странах сложились школы живописи 16 и 17 веков, ставшие ориентирами для последующих поколений художников. Это было золотое время национального самоопределения, подарившее множество больших художников. Познакомимся с самыми влиятельными школами и именами.
Морские контакты
Венецианская школа живописи 16 века уже к 17 столетию начала приходить в упадок. Новые талантливые живописцы не появлялись, а время старых подходило к концу. Однако расцвет ее был красив и своеобразен. Из-за особенностей расположения на формирование изобразительной манеры венецианцев повлияли традиции одновременно Запада и Востока. В результате начал складываться сплав готических элементов с византийскими: с уклоном в западную готику писались изображения на восточных иконах, мозаиках, эмалях.
Несмотря на то, что Высокое Возрождение пришло в живущий несколько особняком город с запозданием, венецианцы практиковали использование новейших техник пластического изображения тел. Подтверждения этих успехов мы видим на полотнах Тициана, Якопо Тинторетто. Движения людей на картинах были приближены к реальности. Быстро прижились набирающие популярность масляные краски. Они оказались очень подходящими ко влажному венецианскому климату.
Немного позже Венеции одной из самых влиятельных стала голландская школа живописи в 17 веке. Это было время расцвета изобразительного искусства морской страны, из чего родилась живопись Яна Вермеера, Рембрандта, Питера де Хоха, Каспара Нетшера.
Из особенностей водной державы и приземленности жизни в ней художники предложили новый взгляд на непопулярные бытовые жанры. Здесь не было сильной традиции украшения соборов и дворцов, искусство было более буржуазным. Возвышенные идеалы Возрождения были слишком далеки от окружающей действительности, зато активная морская торговля позволяла знакомиться с удивительными артефактами, растениями, безделушками, привезенными из других стран. Они были интересны художникам, не брезговавшим их перенесением на холст. Это сделало центральными считавшиеся низкими жанры натюрморта, пейзажа, предложило новые акценты в портретном жанре. Свет и композиция картин специфичны и узнаваемы. Во многом революционные световые и композиционные решения нидерландских художников впоследствии повлияли на творчество европейских живописцев, писателей, фотографов.
Барбизонская школа живописи 19 века воспела естественные пейзажи удаленной французской провинции. Школа получила название в честь небольшой деревушки, где творили основные ее представители (Теодор Руссо, Жюль Дюпре). Творческая манера, интерес к национальной, живой природе формировались под влиянием мастеров голландской школы живописи 17 в., идеи Жан-Жака Руссо, английских и французских художников 18-го века.
Испания и Франция
Повлиявшая на часть Голландии испанская школа живописи 17 века тоже не обошлась без талантливых живописцев. Барокко в Испании отличалось вниманием к натуре, портреты стали более приземленными, гуманистичными. Люди больше не были идеальными образами, как в Возрождении, их представление было более заземленным и живым. В отличие от голландцев, испанцев больше занимал жанр портрета, в том числе парадного. Он был обогащен символичностью, композиции усложнялись, рождая затрудненное прочтение картин (Диего Веласкес «Пряхи», 1657). Пейзаж на картинах часто играл исключительно роль фона, не отвлекая внимания от человека и не отличаясь тонко проработанной детализацией (Мурильо «Девушка с цветами», 1665-1670).
Французская школа живописи 17-го века отличалась противоположной тенденцией к универсальному наднациональному стилю, свободному от итальянских и голландских влияний. Академичность приветствовалась, что приводило к некоторой обезличенной правильности живописи. Продолжали развиваться жанры стенной и гобеленной живописи. Вокруг знаменитых художников (Никола Пуссен, Шарль Лебрен) концентрировались граверы (Клод Меллан, Мишель Дориньи, Робер Нантейль). Они переводили настенные живописные картины в гравюры, чтобы обеспечить распространение и сохранность в веках хрупких и неподвижных произведений. Граверы, кроме репродукций, создавали самостоятельные картины.
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Русская школа живописи
В это же время совсем иначе выглядело искусство России. Возрождения здесь не было, эпоха средневековья продолжалась, поэтому основными видами живописи оставались иконопись и соборная роспись. После смерти царя Ивана Грозного, власть фактически перешла в руки Бориса Годунова, советника наследника Федора Ивановича. В его честь была названа годуновская школа живописи конца 16 века. Росписи монастырей этого периода своеобразны исторической направленностью (роспись Смоленского собора Новодевичьего монастыря; Грановитой палаты Московского Кремля). Иконы этой русской школы живописи включают бытийные сюжеты, часто сочетание нескольких эпизодов на одной композиции. Заметен интерес мастеров к новым средствам выразительности: слабые попытки передать материальность предметов, заимствование приемов у старых византийских иконописцев. Визуально стиль узнаваем по частому сочетанию густо наведенных оттенков сине-зеленого, красного и золотого фона.
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.