Рисунок часто воспринимается как нечто «нудное» и «сложное». В вину бедняге предъявляют монохромность, склонность к излишней чёткости, а ещё строгость и бездушность. Обидные стереотипы формируются от школярского, нетворческого подхода обучения, самостоятельных, безуспешных попыток освоения грамоты рисунка и других случайных причин. С какой же стороны подойти к изучению техники рисования карандашом? Прежде всего поставьте для себя точные задачи и реальные цели. Будьте терпеливы, последовательны. Обзаведитесь наглядными примерами. Консультируйтесь с профессионалами. Формально относиться к рисунку – это не позиция, а простое незнание своих сил и возможностей графитного карандаша. А чтобы начинающие художники не растерялись от его многообразия – познакомимся с «серым» детальнее.
Начинаем рисование карандашом с правильного выбора
- мягкость графита определяется буквой В, твёрдость – Н, твердо-мягкость – НВ. Существует ещё неопределённая буква F: что-то среднее между Н и НВ;
- цифровая раскладка рядом с буквами также указывает степень усиления жёсткости/мягкости грифеля.
Самыми лаконичными оказались Штаты, предлагая покупателю лишь цифровую символику:
- #1 (мягкий);
- #2 (твёрдо-мягкий);
- #2½ (средний);
- #3 (твёрдый);
- #4 (твёрдый вдвойне).
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Основные техники рисования карандашом – штриховка и растушёвка
Художники используют две основные техники работы с простым карандашом на бумаге: штрих и растушёвка грифеля. Штрихом мастер словно лепит объём на плоском листе, создаёт свето-теневую моделировку объекта, заставляя наше сознание поверить в иллюзию пространства, его глубину, живость модели или свежесть фруктов. Собственно, растушёвка, выполняет те же требования. Разница – в технике исполнения. Своим многообразием, причудливостью, штрих угодит как совершенно безудержному творцу, так и художнику классического стиля. Большую роль здесь играют карандаши: их степень мягкости/жёсткости, диаметр грифеля. У начинающих художников в поэтапную технику рисования карандашом изначально включают знакомство с линией, точкой, тональным пятном, а затем – видами штриха. Рассмотрим самые известные штриховки:
- Короткие параллельные штрихи;
- Перекрёстные линии;
- Размашистый диагональный штрих;
- Горизонтальные линии;
- Вертикальные линии;
- Хаотичные короткие штрихи;
- Зигзагообразные линии и др.
От степени нажатия на грифель, остроты карандаша, плотности самого штриха и качества бумаги – складывается художественный образ рисунка, фактурность материалов. А что же такое растушёвка? Это обычное растирание карандашных линий до абсолютно воздушного, мягкого тона. Иногда он требуется для большей реалистичности, натуральности или других задумок автора. В процессе работы используют кусочек ваты, мягкую ткань или специальные палочки для растушки. Ведь если размазывать карандаш пальцем – получится грязно, неряшливо. Нередко в информационных источниках по технике рисования карандашом для начинающих содержится критика подобного приёма. Не принимают растушёвку многие учебные заведения: под тончайшей графитной завесой легко скрывается неграмотный штрих, часто портится общий вид работы.
Тем не менее спорная техника заняла довольно прочную нишу в карандашном рисунке. Человеческий глаз способен уловить тонкую игру мысли художника, его иронию, чувства даже в одной линии, незатейливом штрихе. Попробуйте на коротких упражнениях расшевелить в себе как можно больше творческого, уникального, самобытного! Потренируйте руку на разных видах штриха, найдите подходящую жёсткость карандаша, штриховку для решения разнофактурных задач: зарисовка меховых изделий, шёлка, стекла, металла и др. Помните, что успех не только в хорошем владении техникой рисования карандашом. От вашего внутреннего темперамента, целеустремлённости, образности мышления, нестандартного творческого подхода – зависит многое.
*В статье использованы учебные работы студентов Школы архитектуры и дизайна.