Розовый - в современном обществе классически считается самым «женским цветом». В одежду именно таких цветов родители одевают маленьких девочек и, как результат, многие повзрослевшие девушки склонны к выбору образов розовой гаммы. В американской традиции «baby shower» именно этим цветовым решением символически обозначают пол будущего ребенка (в русском аналоге ленточками определенного цвета пеленают новорожденного на выписку). В довершение к этому многие мальчики и мужчины избегают розовых оттенков, считая их женскими. Но как сложилось, что именно за розовым закрепилась стойкая ассоциация с женственностью? Какие еще цвета женские и есть ли такое разделение сейчас?
Новая палитра женственности
Многие цвета в западной культуре имеют свое символическое значение. Например, голубой и белый классически символизируют чистоту и непорочность, принадлежность к божественному. В голубые одежды чаще всего облачена Дева Мария на иконах и картинах Возрождения. Следовательно, юноши и девушки на картинах художников часто изображались в платьях нежно-голубых или белых оттенков. Но ими, конечно, не исчерпывался гардероб молодежи. Розовый, как цвет нежности, или красный, как цвет любви, символически мог появиться для обозначения влюбленности молодой девушки.
Однако значения красок всегда непостоянны, их нюансы зависят от контекста, времени и сюжета. Иногда символика может упрощаться, становиться более социально значимой. Например, привычное в современности распределение цветов (голубой для мальчиков, розовый для девочек). Оно сложилось не ранее середины XX века, с появлением массовости и тенденцией к упрощению, однозначности. До этого, например, дети носили вещи одинаковых нейтральных цветов (белого, серого, коричневого, голубого), и повседневный гардероб взрослых тоже склонялся к приглушенным цветам. Более разнообразные цветовые комбинации, впрочем, были у женщин, потому что платья давали больший простор для фантазии, чем сюртук и рабочий костюм. Развитие же поп-культуры подтолкнуло к большей насыщенности и гендерному разграничению цветов. Так, с помощью цветовых кодов стало проще взаимодействовать с публикой: гамма рекламы автоматически давала понять, к кому относится предложение, и, в результате, легче продавать товары.
Почему же именно розовый стал женским? Сложный вопрос, так как найти корни теперь непросто. Возможно, это произошло из желания перемен, разрыва с недавним военным прошлым. Темные милитари цвета были доминирующими во время Второй мировой войны, а американские женщины в большинстве своем носили сине-белые костюмы медсестер, и розовый был противопоставлением им (именно из Америки после войны распространялись тенденции, поэтому ее мода и анализируется).
Конечно, в разделении участвовали не два цвета. Оно было более комплексное: светлые, мягкие оттенки (кремовый, салатовый, лиловый, голубой, розовый и др.) закрепились за женским полом. Объяснение очень простое: дамы слабее, мягче, добрее (и другие спорные предубеждения). Значит, и женские цвета в одежде более легкие и мягкие. Мужчины, как серьезные, деловитые, сильные - предположительно испытывают склонность к более густым краскам (темно-синий, бордовый, коричневый и др.). Сочные же цвета, наполненные силой и бунтарством, чаще оказываются в подростковых гардеробах. Они хотят заявить о себе, бросить вызов миру, и делают это через краски (красный, черный, синий, зеленый - все наполнены энергией и силой).
Модные женские цвета
Все меняется у нас на глазах! Еще несколько лет назад гендерное разделение цветов было всем понятно и поддерживалось обществом. Но современная мода меняется очень быстро, она черпает вдохновение из окружающей действительности, социальных и общественных тенденций. А они имеют вполне конкретное направление к размыванию любых ограничений. Глобализация, мировое взаимодействие, борьба за равноправие - самые наглядные последствия этих движений общественной мысли. Они подталкивают к менее заметным, но от этого не менее значимым изменениям в восприятии людьми самих себя и окружающего мира. Размыкание внешних границ помогает стать внутренне свободнее, принимать людей вокруг, что, как это ни удивительно, дает большую свободу самовыражения.
Зная других, мы более критически воспринимаем стереотипы, а критика «шаблонного» мышления ведет к отказу от них. В результате, цвета теряют привязку к определенному полу, их выбор становится свободнее.
Рабочие специальности стремятся быть одинаково удобными для лиц обоих полов, поэтому менее значимы различия в одежде. Все работают, значит, нет тех, кому больше подходят «легкомысленные» цвета. Сегодня мужчина в розовой кофте или женщина в темно-зеленой уже не вызовут удивления. Модные сейчас цвета (начинающие идти на спад неоновый лаймовый и горчичный; вечные ахроматические, кремовые, металлик; набирающие силу аквамариновый, сиреневый, зеленые оттенки и, конечно, захвативший весь масс маркет стиль тай-дай) в равной степени подходят всем. Все отчетливее проявляются отсылки к моде 1960-х, а это насыщенные цвета, высокие прически и сложные стрелки на глазах, поэтому гардеробы в ближайшее время будут становиться только ярче и беззаботнее!
Выбор цвета одежды должен соответствовать настроению, подчеркивать достоинства и, конечно, соответствовать ситуации (деловая встреча требует приглушенных оттенков холодной гаммы; праздник с друзьями или выход в город в свободное время наоборот редко обходится без насыщенных красок в любых сочетаниях). Больше никаких цветовых ограничений нет! Женственность или мужественность исходят изнутри, это надо научиться чувствовать вне зависимости от внешнего обрамления. Тогда одежда, как продолжение внутренней гармонии, поможет самовыражению. Пробуйте краски, не бойтесь заявлять о себе!
*Фотографии, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.