Когда человек начинает учиться рисовать, он обычно мечтает: стать хорошим художником, рисовать портреты, писать картины. Для этого ему предстоит очень много учиться, упорно работать. Только самые стойкие и трудолюбивые достигают успеха.
Рисунок гипсовой головы – важная веха на этом сложном пути. Давайте подумаем, чем он так полезен, почему востребован до сих пор. Поучимся рисовать гипсовые портреты вместе.
Зачем рисовать гипсовые головы
Античное искусство часто называют классическим. Почему? В этот период зародился научный подход к изобразительному мастерству. Основы пластической анатомии, основные композиционные правила, многое другое пришло к нам из античных времён.
Процветание скульптурного, архитектурного зодчества стало настоящим кладезем прекрасных произведений, которые до наших дней восхищают зрителей идеальными формами. У мастеров древности есть чему поучиться – это главная причина применения их работ в процессе обучения художников.
Оскар Уайльд, известный драматург, однажды сказал: «Художник – тот, кто создает прекрасное». Многие с ним согласятся. Именно желание видеть красоту чаще всего влечёт к работам великих мастеров. Как её создавать? Пример древних мастеров помогает ответить на этот вопрос.
Изучая их опыт, стараясь подражать им, начинающие художники могут избежать многих ошибок, свойственных новичкам. Классические образцы помогают лучше запомнить основные пропорции человеческого тела. Ещё одна важная причина востребованности гипсовых натурщиков – это их усидчивость. Такой натуре не нужен отдых, в любое время она та же. Её можно без опасения и спроса трогать руками, переставлять куда захочешь. Не надо спрашивать, когда у неё будет время попозировать нам. К тому же таким натурщикам не надо платить.
Как видно, есть немало причин заняться рисованием гипсовых образцов. Для этого можете записаться на один из наших курсов, где под руководством опытного педагога вы сможете освоить многие секреты портретного творчества.
Как рисовать Антиноя и Сократа
Теория хорошо, а практика лучше. Какие бюсты обычно рисуют? Очень популярны античные боги: Геракл, Аполлон, Антиной, Венера и другие. Кроме богов, древние скульпторы создавали скульптуры известных людей своего времени. Например, голова Сократа очень часто позирует в учебных мастерских.
Чем она хороша? Лысый лоб позволяет лучше понять анатомию и пластику этой части головы. Рельефные мышцы лица учат начинающих портретистов лучше понимать, как они влияют на мимику. А пышная борода даёт отличную практику по передаче замысловатых форм с помощью передачи света и тени.
Давайте теперь на примере головы Антиноя поучимся поэтапному рисунку гипсовой головы. Обратите внимание, что принцип построения рисунка всегда один и тот же, поэтому запомнив и поняв его, вы сможете нарисовать любую гипсовую голову. Итак, приступим:
- Размечаем композицию. Сначала это можно сделать в углу ватмана, если вы рисуете на листе большого формата. Определившись с размещением, переходим к следующей стадии рисунка.
- Намечаем осевые линии. Обратите внимание, что голова Антиноя наклонена, поэтому важно правильно определить наклон. Для этого вытягиваете руку с карандашом, ставите его в положение наклона головы. Фиксируете это положение и переносите на лист ватмана. То же самое проделывают с другими осевыми линиями: глаза, нос, губы, шея, плечи (не у всех скульптур).
- Намечаем место расположения основных деталей: глаза, губы, нос, лоб, подбородок, уши (у Антиноя их не видно, но они есть под волосами). Здесь главное вспомнить о законах перспективы, а также правильных пропорциях построения лица человека.
- Начинаем прорисовку деталей. Очень кропотливый, но интересный процесс. Главное им не увлечься, не забыть об основных пропорциях, которые нельзя нарушать.
- Штриховка теневых частей. При изображении гипсовых изделий очень важно не перестараться с тушёвкой. Также следите, чтобы ребро ладони не касалось заштрихованных участков ватмана, иначе вы затрёте уже готовые места. Для удобства можно подкладывать под руку чистый лист бумаги.
- Окончательная доработка. Прорисовываем мелкие детали. Выделяем передние места, сглаживаем задние. Протираем ластиком блики.
Эта схема применима к любой гипсовой голове. Научившись её применять, в будущем вы сможете рисовать портреты любой сложности. Смелее беритесь за карандаш и помните, что художественный Олимп покоряется только самым упорным и трудолюбивым.
*В статье использованы учебные работы студентов Школы архитектуры и дизайна.