- Кто: направления работы дизайнера
- Что умеет дизайнер
- Где учиться на дизайнера
- Как обучают в Шадграф
- Где работать дизайнеру
- Как собрать портфолио
Графический дизайнер – это человек, который визуальными средствами передает сообщение заказчика обществу. С помощью графического дизайна пропагандируют, рассказывают, инструктируют, обучают людей новому, непонятному или сложному.
Кто: направления работы дизайнера
Бренд дизайнер – работает с айдентикой (типографикой, цветом, логотипом, графикой, фотостилем компании), формирует у клиента лояльность к бренду, симпатию и доверие к нему.
Рекламный дизайнер – разрабатывает и создает дизайн наружных рекламных конструкций, вывесок, полиграфической продукции, сувенирных изделий, оформления входных групп. От качества его работы зависит успешность конкретного рекламного решения, узнаваемость рекламируемой компании, лояльность к бренду, а также престиж самого маркетингового агентства.
UI-дизайнер – отвечает за визуализацию приложения, делая его удобным. Чтобы продукт комфортно воспринимался пользователем, специалист UI отвечает за подбор форм, цвета, других параметров интерфейса.
UX-дизайнер – отвечает за функциональность дизайна.
Дизайнер многостраничных изданий – работает с книжно-журнальной продукцией, занимается её оформлением и подготовкой в печать, является редактором каждой оформляемой им страницы. Создавая макет, дизайнер связывает информацию и читателя. Задача: обратить внимание читателя на материал → удержать его → помочь понять → запомнить смысл прочитанного.
Дизайнер упаковки – создает образ товара через совокупность формы, материалов, цветовой гаммы, изображений и других вспомогательных элементов, помогая потребителю принять решение о покупке.
Моушн-дизайнер – совмещает различные навыки: от графического дизайна и анимации до основ драматургии, режиссуры и сторителлинга. Используя визуальные эффекты, аудио, графический дизайн, методы анимации, дизайнер визуализирует конкретные данные и абстрактные идеи для медиа, рекламы, кино, телевидения, мобильных приложений, видеоигр.
Графический дизайнер пространства – создает навигацию для ориентирования людей в пространстве делового центра, торгового комплекса, гостиницы, аэропорта, вокзала, метро, клиники.
Это основные сферы работы графического дизайнера, однако ему часто приходится взаимодействовать с другими направлениями — иллюстрацией, интерьером, архитектурой, промдизайном.
Что умеет дизайнер
Первый этап обучения графическому дизайну — формирование теоретической базы. Прежде чем браться за проекты, нужно освоить композицию и теорию цвета, чтобы научиться применять их на практике.
Отдельно и вдумчиво будущий дизайнер должен изучать типографику, разбираться в классификации шрифтов, особенностях их применения, вёрстке, правилах оформления текстов. Хорошего дизайнера от плохого отличают по умению обращаться с типографикой.
Базовое владение ПО включает три графических редактора: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesign, каждый из которых выполняет свою задачу. Дополнительные программы: Adobe After Effects, Figma и другие.
В зависимости от сферы работы (реклама, брендинг, дизайн приложений, печать, полиграфия, книжная/журнальная графика), дизайнер должен хорошо разбираться в своей теме и в смежных отраслях.
Дизайнеру следует знать основные школы, направления, стили, имена, работы ключевых дизайнеров, следить за текущими событиями в графическом дизайне, повышать насмотренность, набираться опыта и постепенно внедряться в профессиональное сообщество.
И это еще не все. Есть ряд важных вещей, которые дизайнер должен понимать и которым не научат на курсах экспресс-дизайна.
- Придется много работать и постоянно прикладывать усилия. Вход в профессию долгий, нельзя просто встать со стула и стать хорошим дизайнером.
- Одно из важнейших качеств дизайнера – умение делать ресёрч – искать, собирать, анализировать информацию. Ресёрч и рефлексия (выявление проблемы, постановка задач) занимают треть времени работы над проектом.
- Идеи стоят ноль. Хороший дизайнер может придумать много идей за несколько минут. Реализация любой идеи – это различные варианты решения идеи, из которых дизайнер выбирает лучший.
- Мало придумать идею, надо следить за качеством ее воплощения, здесь нужен не креатив, а долгая, нудная, кропотливая работа, когда оттачивается каждый нюанс.
- Подача – половина успеха. Хороший проект, можно погубить плохой подачей, средний проект вытянуть за счет удачной презентации. Но плохой проект не спасет ничто.
Где учиться на дизайнера
Учиться на графического дизайнера можно в средних специализированных учебных заведениях или вузах, имеющих специальность «графический дизайн», на курсах, в мастерских дополнительного образования.
Здесь не важно, где вы учитесь, важно у кого. Преподавателями должны быть действующие дизайнеры, работающие в профессии, которые будут учить через призму опыта. При выборе учебного заведения внимательно читайте отзывы, смотрите на качество проектов студентов, узнайте какая атмосфера царит в учебном заведении. Не ленитесь ходить на дни открытых дверей, общаться с выпускниками, чтобы получить представление о месте.
В интернете много онлайн курсов графического дизайна разной продолжительности, в которых обещают достойный заработок и вольную жизнь на фрилансе. К сожалению, большинство выпускников таких курсов оседают на фрилансерских сайтах, продавая свои услуги за бесценок. Этот факт, а также доступность информации и технологии создает иллюзию, что дизайн – это просто. Такой подход приводит к разочарованию, при столкновении с задачами, выходящими за пределы «рисования логотипов и красивых картинок».
Не стоит тешить себя иллюзией, что дизайну можно обучиться самостоятельно по книгам и видеороликам. Можно освоить некоторые навыки и даже работать так десятилетиями, но такая работа будет иметь мало общего с профессией графического дизайнера.
Качественное образование, это не только доступность ресурсов и информации, но прежде всего профессиональная обратная связь, погружение в творческую среду. Это способствует формированию внутренних критериев качества дизайна, критического мышления, способности работать с информацией.
Как обучают в Шадграф
В школе SHAD на факультете графического дизайна работают преподаватели, которые сотрудничают с гуру российского дизайна, завоевывают награды на фестивалях, работают с реальными заказчиками, делятся собственным опытом, помогая студентам адаптироваться в дизайн-среде. Для этого факультет Шадграф проводит открытые просмотры, приглашает интересных гостей, вдохновляет студентов участвовать в выставках и конкурсах.
Преподаватели факультета учат как решать задачи бизнеса и маркетинга, визуализировать любую идею с помощью графических приемов, развивать в себе умение проектировать что угодно. Через живое общение, обучающие игры, работу «в полях», творческие индивидуальные и групповые задания, совместное обсуждение проектов студенты обретают собственный профессиональный голос.
Уже нет понятия «законченное высшее образование». Дизайнеры учатся всю жизнь, осваивают смежные сферы и новые технологии. Профессия развивается стремительно, обновлять свои скилы приходится часто.
Где работать дизайнеру
ВАРИАНТ 1. РАБОТА В ОПЕРАТИВНОЙ ПОЛИГРАФИИ
Маленькие полиграфии, печатающие визитки, буклеты, брошюрки, объявления, флаеры, сувениры.
Плюсы:
- легко найти работу
- требуется минимальный опыт
- хорошая практика, чтобы освоить этапы полиграфического производства: от подготовки макетов в печать, до работы на печатном и постпечатном оборудовании.
Минусы:
- невозможно заниматься дизайном: большие скорости, текучка и начальник, который «да что там думать, ставь по центру, добавляй обводку и в печать»))
- отсутствие развития при отсутствии интересных задач
- постоянное лицезрение дурновкусия влияет на творческий иммунитет
Вывод: неплохо на первых порах, когда нужно получить практический, технический опыт. Но долго задерживаться там не стоит.
ВАРИАНТ 2. РАБОТА ШТАТНЫМ ДИЗАЙНЕРОМ В КОМПАНИИ
Вакансии звучат примерно одинаково: «Здравствуйте, мы производим керамическую плитку/оказываем медицинские услуги/занимаемся логистикой (нужное подчеркнуть). Нам нужен дизайнер, который будет делать всё».
Плюсы:
- комплексная работа, которая учит ответственности
- если повезёт с руководством, можно внедрить интересные идеи и решения
- придётся научиться делать всё
- если компания богатая, могут хорошо платить
- сроки если и горят, то не так часто
Минусы:
- пока не хватает квалификации, придётся сложно
- вся ответственность на дизайнере, не с кем посоветоваться
- придет время и захочется большего
- придётся научиться делать все
Вывод: хорошая практика. Но все зависит от компании, руководства, количества дизайнеров.
ВАРИАНТ 3. РАБОТА В БОЛЬШОЙ ДИЗАЙН-СТУДИИ ИЛИ БРЕНДИНГОВОМ АГЕНТСТВЕ
Голубая мечта многих начинающих дизайнеров.
Плюсы:
- опыт работы с другими дизайнерами
- разные задачи
- взаимодействие с клиентом берет на себя арт-директор
- убедительная строчка в резюме
- приличная зарплата
Минусы:
- чудовищно много работы
- конвейерное производство дизайна, в котором ты шестеренка
- коллективные идеи в портфолио не положишь
ВАРИАНТ 4. РАБОТА ПОДМАСТЕРЬЕМ У «ГУРУ ДИЗАЙНА» В МАЛЕНЬКОЙ СТУДИИ
Работа ради опыта.
Плюсы:
- можно учиться у мэтра, ловя отблески его сияния
- полезные знакомства + связи
Минусы:
- вряд ли получится реализовать собственные идеи
- на большие деньги в маленькой студии рассчитывать не приходится
ВАРИАНТ 5. СВОЯ МАЛЕНЬКАЯ СТУДИЯ
Объединиться с друзьями и покорить Олимп.
Плюсы:
- минимальные вложения, можно работать из коворкинга или на территории заказчика
- есть шанс быть услышанным
- можно выбирать клиентов
Минусы:
- придётся активно искать клиентов
Вывод: хороший путь для молодых, дерзких, дизайнеров, которые готовы день и ночь работать.
ВАРИАНТ 6. ФРИЛАНС
Сам себе дизайн-студия.
Плюсы:
- прощай офис
- разнообразие проектов
- пополнение портфолио
- опыт личного общения с заказчиком
Минусы:
- постоянная тревога из-за нестабильного заработка
- слаборазвитая в нашей стране культура фриланса: десятки сайтов, на которых сотни дизайнеров готовы рисовать логотипы за 1 000 ₽.
Вывод: для хорошего заработка на фрилансе лучше выучить язык и искать клиентов на иностранных сайтах.
Как собрать портфолио
Для любой работы дизайнеру необходимо сформировать портфолио.
Портфолио – тематическое издание. Если дизайнер хочет заниматься знаками и фирстилями, то этим заполнено 70% портфолио, оставшиеся 30% заполнено тем, что понадобиться при работе с айдентикой, например, владение анимацией и типографикой. Не стоит включать в портфолио все, что есть. Хорошему арт-директору достаточно увидеть всего 5-7 проектов, чтобы составить представление о дизайнере.
Разместите свое портфолио на ресурсах вроде behance или dribbble.
Используйте соцсети, создав инстаграм-аккаунт с работами.
Для цельности можно собрать работы в ПДФ-файл, главное не присылать их разрозненным наборов джипегов, это неуважение к заказчику.
Доходы дизайнера отличаются в десятки раз, все зависит от его компетенции. Прежде чем зарабатывать сотни тысяч, предстоит пройти большой путь, меняя места работы, совершенствуясь и развиваясь.
Руководитель факультета графического дизайна Беликова З. В.