Шлюзовая набережная, 6с4
м. Павелецкая, г. Москва
девушка портной с манекеном

Макетирование одежды. Муляжный метод. Искусство наколки

16.06.2025 SHAD Press

Содержание статьи

  1. От античных драпировок до авангарда. Метод наколки в истории моды
  2. Технология: от куска бязи до идеального лекала
  3. Почему этот метод необходимо знать каждому дизайнеру?
девушки работают с выкройками на манекене © shutterstock.com

В мире дизайна одежды существуют два основных пути создания одежды: плоскостной, где все начинается с чертежа на бумаге или на экране компьютера, и объемный, где идея рождается прямо на манекене.

Муляжный метод (или метод наколки) в нашей школе принято считать вершиной дизайнерского мастерства. Именно этот способ используют в своей работе художники-модельеры и все дизайнеры, в том числе самые известные.

Метод наколки – это не просто технический навык, а особое мышление, умение вести диалог с тканью и чувствовать форму на интуитивном уровне.

швея-портной работает с тканью на манекене © ru.freepik.com
портной работает с тканью на манекене © shutterstock.com

Почему же этот метод остается самым актуальным инструментом в арсенале ведущих мировых дизайнеров, а мы в учебной программе нашей школы уделяем ему такое пристальное внимание?

От античных драпировок до авангарда. Метод наколки в истории моды

Принцип драпировки ткани на теле человека известен с античных времен, а в последние 100 лет активно используется при создании одежды. В России этот метод является частью культурного кода, что особенно ценно для нас.

Великая российская модельер Надежда Петровна Ламанова виртуозно владела искусством наколки. Она создавала сложные по своей пластике наряды из простых геометрических отрезов ткани, закалывая их прямо на фигуре заказчицы. За свой талант она имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества».

шелковое платье с кружевом © hermitagemuseum.org
прямое вечернее платье из кружева © hermitagemuseum.org

Именно Ламанова стояла у истоков советской моды XX века. Свой подход, основанный на гениальной простоте и глубоком понимании материала, она использовала и после революции, доказывая, что искусство и мастерство не зависят от эпохи.

Над совершенствованием метода наколки работала легендарная Мадлен Вионне. Именно ей принадлежит идея кроя «по косой нити». Работая на уменьшенном манекене, Вионне открыла миру всю магию кроя по косой. Ткань, задрапированная под углом, обретает невероятную текучесть и создает струящийся, живой силуэт – эффект, которого невозможно достичь с помощью одних лишь расчетов. Идею Вионне подхватили и развили другие модельеры.

Мадам Гре (Madame Grès) довела искусство драпировки до абсолюта, создавая свои знаменитые платья из цельных кусков шелкового джерси, напоминающие античные статуи. Кристиан Диор создавал свой эпохальный жакет «Бар» прямо на манекене, добиваясь скульптурной точности линий, которая стала символом New Look.

Сегодня без метода наколки невозможно представить работу креативных директоров модных домов Christian Dior, Balenciaga, Alexander McQueen, Schiaparelli, где рождаются самые сложные и авангардные формы.

шелковое платье слоновой кости © flickr.com, фото Эйлин Коста
платье с драпировкой в греческом стиле © flickr.com, фото Эйлин Коста
длинное вечернее платье со шлейфом © ru.pinterest.com

Технологии: от куска бязи до идеального лекала

Процесс макетирования одежды состоит из нескольких ключевых этапов:

  1. Подготовка манекена. На манекен нужного размера с помощью специальной тесьмы наносятся основные конструктивные линии центра, груди, талии и бедер. Для работы берется макетная ткань – недорогая, но качественная хлопчатобумажная бязь или муслин, предварительно обработанная паром для усадки (декатированная).
  2. Наколка (драпировка) ткани. Ткань закрепляется на манекене булавками. Далее дизайнер, работая руками, формирует объем будущего изделия: закладывает вытачки, рельефы, складки, драпировки. Это творческий процесс, где происходит настоящее волшебство: поиск силуэта, пропорций и пластики.
  3. Уточнение линий. Когда форма найдена, дизайнер тонким карандашом или маркером наносит на ткань все конструктивные линии, контуры пройм, горловины, отмечает расположение вытачек и ставит контрольные засечки для будущего стачивания.
  4. Создание плоского лекала. Макет снимается с манекена, и все линии на нем уточняются и выравниваются с помощью лекал. Этот кусок ткани и есть готовая основа для выкройки. Ее остается лишь перенести на бумагу, добавить припуски на швы и затем уже использовать для раскроя основной ткани.
бальное платье со шлейфом © hermitagemuseum.org
платье бальное, украшенное цветами © hermitagemuseum.org
черное вечернее платье © hermitagemuseum.org

Почему этот метод необходимо знать каждому дизайнеру?

Зачем изучать наколку, если есть современные САПР (системы автоматизированного проектирования)? Ответ прост: компьютер может точно рассчитать крой ткани, но не чувствует ее свойства. Муляжный метод дает дизайнеру уникальные преимущества:

  • Идеальная посадка на теле человека. Работая сразу в объеме, вы создаете вещь, которая учитывает все индивидуальные особенности фигуры. Это ключ к созданию одежды, которая сидит на фигуре безупречно.
  • Творческая свобода. Метод позволяет находить сложные асимметричные решения, уникальные драпировки и авангардные формы, которые практически невозможно придумать, глядя на плоский экран.
  • Глубокое понимание материала. Только работая с тканью непосредственно руками, можно по-настоящему понять ее характер: как она драпируется, насколько она пластична, как держит форму. Это знание отличает мастера от новичка.
  • Экономия времени и ресурсов. Макет из недорогой ткани – это профессиональный стандарт. Он позволяет отработать все сложные узлы, проверить посадку и внести любые изменения, не рискуя испортить дорогую основную ткань.

Использование макетной ткани (бязи, муслина) в этом процессе – ключевой профессиональный прием. Это ваша «творческая песочница» и страховка одновременно. Вы можете смело резать, закалывать, искать форму, не рискуя испортить дорогой шелк или шерсть. Макет позволяет отработать все нюансы кроя и посадки до того, как вы возьметесь за основную ткань. Муляжный метод – это не просто альтернатива конструированию, а следующий уровень мастерства, переход от чертежа к скульптуре, умение чувствовать ткань и мыслить объемно.

Освоение муляжного метода – это не просто изучение одной из техник, а это инвестиция в свое профессиональное будущее, шаг от ремесленника к художнику, способному создавать не просто одежду, а настоящие шедевры.

Если вы готовы выйти за рамки плоских чертежей, научиться создавать живые, объемные формы, хотите прикоснуться к секретам великих кутюрье и развить в себе не только навыки конструктора, но и художника, то приходите учиться в SHADdesign на курс «Макетирование. Муляжный метод».

Под руководством нашего опытного преподавателя вы пройдете все этапы создания одежды на манекене, научитесь мыслить, как скульптор, и откроете в себе безграничные возможности для творчества. Между вами, тканью и идеей больше не будет никаких преград.

*Фотографии в статье взяты из свободного доступа в Интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Спросить SHADdesign
Связь с ShadDesign
Регистрация на курсы дизайна PRO
Регистрация
Удобный для вас способ связи:
Спасибо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время мы свяжемся с вами.