- История появления стиля Баухаус
- Особенности направления Баухаус в графическом дизайне
- Баухаус сегодня
Баухаус считается одной из наиболее знаменитых и влиятельных школ в истории дизайна 20 века. Его черты можно заметить в повседневной жизни: в больших окнах и плоских крышах зданий, отсутствии украшений и излишеств деталей.
История появления стиля Баухаус
История стиля началась в 1919 году, когда в Германии открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования, которую назвали Bauhaus – «дом строительства».
Затем возникли одноименное направление в дизайне и художественное объединение. Стилистика появилась в Германии, однако нацисты, пришедшие к власти, не поддерживали Баухаус искусство. Из-за них представителям направления пришлось уезжать в другие страны, в результате чего оно стало интернациональным и развивалось в Японии, Англии и Америке.
Школа Баухауса была создана Вальтером Гропиусом, участником союза архитекторов, художников и социологов под названием Веркбунд. Целью объединения было преодоление разрыва между промышленным производством и искусством. В век Баухауса границы между художниками и ремесленниками были размытыми. По мнению основателей школы, искусству нельзя научиться, в отличие от ремесла. Поэтому в первую очередь ученики осваивали навыки работы руками.
Обучение в школе начиналось в модуля о цвете, преподавание доверили швейцарскому художнику Йоганнесу Иттену. Тому самому Иттену, который оформил цветовой круг в современном понимании. Другой знаменитый художник — Василий Кандинский, возглавлял мастерскую фрески и живописи. Также ученики работали в мастерских, в которых совершенствовали навыки обработки дерева, стекла, металла и ткани. Были уроки, посвященные скульптуре и фотографии, керамике, росписи и графике. В рамках программы третьего курса ученики занимались на строительной площадке. Благодаря образованию в школе Баухаус выпускники становились специалистами, которые могли создавать произведения на стыке архитектуры, искусства и дизайна.
Из-за постоянных проверок со стороны нацистов школа просуществовала на территории Германии всего 14 лет. Однако влияние на дизайн повседневных вещей, архитектуру, графический дизайн, искусство и типографику оказалось огромным.
Особенности направления Баухаус в графическом дизайне
Стиль Баухаус имеет ряд отличительных черт, которые позволяют узнать его в дизайне. Ученики и приверженцы направления ставили перед собой задачу создавать удобные повседневные вещи, доступные и красивые. Излишняя декоративность не приветствовалась. Разработанные последователями Баухауса вещи были сделаны из недорогих материалов, а потому подходили для массового производства: стекла, пластика, фанеры и стали.
Принципы Баухауса в графическом дизайне включают ориентированность на минимализм и функциональность. Если в проекте присутствует деталь, то она обязательно несет определенную пользу. В данной стилистике нет места бессмысленному украшательству. Функция определяет форму. В рамках Баухауса все упрощается, это по-настоящему минималистичное направление.
Цвета Баухауса также отличаются от палитры других стилей. Любимыми оттенками графических дизайнеров, выполняющих проекты в рамках данного направления, являются: красный, синий и желтый, в качестве дополнительных используются черный и белый. Цвета применяются чистые, без полутонов и градиентов.
Формы в Баухаусе максимально простые: квадрат, круг и треугольник. В дизайне полиграфической продукции или наружной рекламы при использовании данного стиля уделяется особое внимание композиции, ее сбалансированности. Несмотря на то что формы простые и геометрические дизайн в рамках Баухауса дает огромное пространство для экспериментов с динамикой и статикой их расположения, размерами и объемами.
Типографика в стиле Баухаус очень узнаваема среди других стилей. Шрифты обычно располагаются по диагонали. Ярким примером можно считать постер Юста Шмидта для первой выставки Баухауса в 1923 году. Текст расположен диагонально, формы отличаются округлостью, используются различные шрифты, присутствуют яркие акценты. Первым в глаза бросается слово «Bauhaus».
Современные дизайнеры также выполняют плакаты в стилистике Баухауса. Так, Grace Fussell создала постер, который придерживается правил графического дизайна данного направления, и в результате его сложно отличить от работ 20 века. Она расположила надписи диагонально, задействовала шрифты без засечек. В качестве цветовой палитры применены: желтый, красный и синий, а также контрастные белый и черный. Динамичность композиции задействует простые геометрические формы: прямоугольники и круги. Легкая бумажная текстура фона добавляет плакату ощущение некоторой винтажности.
Баухаус сегодня
Направление настолько запоминающееся, что у человека, ознакомившегося с ним, не возникнет вопрос Баухаус что это? Сегодня направление остается как никогда актуальным. В 2008 году для визита в Германию команда бывшего президента США Барака Обамы разработала плакаты в стиле Баухаус. По мнению американцев, они позволили говорить с немцами на знакомом им языке дизайна. На постере визита Обамы в Берлин использованы чистые цвета, закругленный шрифт, который похож на разработанный в Баухаусе Universal.
Компания Coca Cola также обращалась к данному направлению для создания рекламной продукции. Интересно, что стилистика в наши дни смотрится все такой же актуальной и позволяет выделить рекламное предложение из всех других.
*Фотографии, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.